Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион

Может ли американский корабль поддерживать орбиту МКС вместо российского

Попытка приподнять станцию с помощью космического грузовика от Northrop Grumman не удалась. Под силу ли ему это вообще?

22 июня 2022, 21:40
14329
Коллаж © LIFE. Фото © NASA

Коллаж © LIFE. Фото © NASA

Что не так с кораблём Cygnus

Пристыкованный к американскому сегменту МКС космический корабль в понедельник 20 июня 2022 года должен был по плану включить свой основной двигатель на пять минут, чтобы созданная тяга оттолкнула станцию немного подальше от Земли.

Напомним, Международная космическая станция всё время естественным образом снижается: её замедляет трение об атмосферу (на высоте 400 километров она ещё присутствует) и тянет к себе земное притяжение. Так что нужно регулярно — по нескольку раз в год — приподниматься.

На сколько должен был приподнять станцию Cygnus, не уточняется. Это должна была быть первая полноценная попытка использовать американский корабль для корректировки орбиты МКС. В 2018 году его двигатель уже для этого включали, получилось успешно, но это был лишь небольшой тест: двигатель проработал лишь 50 секунд и за это время приподнял МКС на 90 метров.

В общем, к сожалению, на этот раз — 20 июня 2022 года — что-то с двигателем пошло не так: он автоматически отключился уже через несколько секунд после начала работы. Что именно случилось, сейчас расследуют, но в центре управления полётами в Хьюстоне сообщали, что возник критический перепад давления.

— Через шесть секунд после начала перепад давления достиг своего предела и работа двигателей была автоматически прекращена, — сказали в Хьюстоне.

Если бы всё прошло штатно, то уже 23-го числа грузовик отстыковался бы от станции и, как ему и положено, вместе с увезённым в нём мусором сгорел в земной атмосфере. Теперь этот момент перенесли на 28-е. 25-го хотят повторить попытку провести корректировку орбиты.

ISS-47 Cygnus OA-6 приближается к МКС. Фото © NASA

ISS-47 Cygnus OA-6 приближается к МКС. Фото © NASA

Как "Прогресс" поддерживает МКС

После завершения программы Space Shuttle в 2011 году именно российские космические грузовики стали главной силой, спасающей орбитальную станцию от падения на Землю и от весьма часто летящего к ней космического мусора. Как раз незадолго до инцидента с "Сигнусом" "Прогресс МС-20" в очередной раз увёл станцию от столкновения с каким-то хламом.

"Прогрессы" — это по сути грузовая версия "Союзов". И так же, как у "Союзов", у них есть два набора двигателей: сближающе-корректирующая двигательная установка и больше двух десятков небольших двигателей для маневрирования и ориентации в космосе.

Так вот, для сохранения МКС на нужной высоте используется сближающе-корректирующая установка. Она состоит из двух двигателей — основного и дублирующего (на случай отказа основного). Оба работают на гептиле, у обоих тяга больше 4100 ньютонов, это значит примерно 420 килограмм-силы. Они могут включаться неоднократно и каждый раз непрерывно работать по нескольку сотен секунд. И в зависимости от поставленной задачи выбирают направление работы двигателя.

— Можно направить двигатель вперёд, станцию разогнать, и она сама по себе поднимется. А если направить назад, то она затормозится и чуть-чуть опустится, — объяснил Лайфу эксперт по космической тематике Александр Галкин.

Как то же самое должен делать Cygnus

У американского корабля основной двигатель — японский BT-4, у него тяга, надо сказать, почти в десять раз меньше, чем у двигателей "Прогрессов": всего 45 килограмм-силы. Именно его и нужно было включить для корректировки орбиты.

При этом Cygnus располагается в другой части станции и, соответственно, его двигатель направлен не туда, куда смотрят двигатели "Прогрессов". Получается, сам процесс корректировки должен происходить несколько по-другому. Но на самом деле все эти различия не проблема, считает эксперт Александр Галкин.

В данном случае принципиальной технической проблемы нет — что "Прогресс", что Cygnus, — просто рассчитывается импульс. Если у двигателя тяга в десять раз меньше, то время его работы должно увеличиться в десять раз, чтобы получить нужный импульс, — заверил он.

В сборочном цехе ракет-носителей "Союз" и "Восток". Фото © ТАСС / Альберт Пушкарёв

В сборочном цехе ракет-носителей "Союз" и "Восток". Фото © ТАСС / Альберт Пушкарёв

Будущее Cygnus и всей МКС

На фоне антироссийских санкций в "Роскосмосе" напомнили зарубежным "партнёрам" о принципиальной важности для МКС "Прогрессов" и вообще российского участия. Обеспокоенные коллеги погрузились в раздумье о том, что будут делать на орбите без российских космических грузовиков. Решили прежде всего опробовать "Сигнусы", поскольку их уже для этого тестировали, а в перспективе проработать вопрос об использовании кораблей Dragon компании SpaceX.

Но ситуация такова, что Cygnus запускают на ракетах Antares, а ракеты Antares летают на российских двигателях РД-181. А эти двигатели в условиях разгоревшегося конфликта "Роскосмос" решил больше не поставлять за океан. Как заявил в своём телеграм-канале глава госкорпорации Дмитрий Рогозин, в распоряжении США осталось лишь четыре экземпляра РД-181 и их хватит на запуск двух ракет с кораблями Cygnus. Это означает, что теперь ещё труднее что-либо сделать с монополией "Прогрессов" на честь корректировать орбиту международной станции.

Тем не менее реальной опасности выхода России из проекта МКС и оставления станции на милость "Сигнусов" и "Дрэгонов" эксперт Александр Галкин не видит: по его твёрдому убеждению, это неизбежно означало бы крах российской пилотируемой космонавтики. Во всяком случае до момента открытия заявленной национальной орбитальной станции РОСС, а она сейчас лишь на стадии проектирования.

https://static.life.ru/publications/2022/6/21/632375466934.2615.jpg

Космические корабли Northrop Grumman Cygnus и SpaceX Dragon. Фото © NASA

Заменят ли корабли Cygnus российские "Прогрессы"?

0
Комментариев: 0
avatar
Для комментирования авторизуйтесь!