Почему на Урале и в Сибири находят останки разрушенных цивилизаций, о которых молчат историки
Почему древние арабы 11 веков назад называли Сибирь "страной опустошённых городов" и рассказывали, что караваны могли идти по разрушенным улицам в течение 20 дней.
Обложка © VK / Живописец Всеволод Иванов
Земля Российская от Урала до Тихого океана таит в себе тысячи загадок. Главная из них — кем были обитатели разрушенных городов, останки которых то там, то здесь находят в глухой тайге и в диких горах.
Путешествие араба
В середине IX века халиф арабского халифата из династии Аббасидов аль-Васик послал своего подданного Саллама ат-Тарджумана к стене, упоминаемой в Коране. Эту стену построил пророк Зу-ль-Карнайн, чтобы защитить мир от диких и свирепых народов, которые назывались яджуджи и маджуджи. Люди, знающие Библию, без труда опознают в этих народах племена Гога и Магога. В арабском мире прошёл слух, что стена разрушена, и халиф решил узнать, как обстоят дела на самом деле. Очевидно, что у него не было сомнений ни в реальности стены, ни в реальности угрозы, нашествие воинственных племён могло смести арабов и вызвать конец света. По Корану, пророк создал каменную стену, которая простиралась "от горы до горы", и залил все щели расплавленным металлом.
Гог и Магог в представлениях средневекового арабского учёного Закарии Казвини. Фото © Wikipedia
К сожалению, записки Тарджумана не сохранились, но историкам известны пересказы его трудов другими географами и писателями. Например, путешественник Хордадбех, создавая "Книгу дорог и стран", лично общался с Тарджуманом. Путешественник сообщал, что в дорогу халиф снарядил 50 сильных молодых людей и дал 200 мулов и 5000 динариев. После краткой остановки у хазарского кагана в дельте реки Волги арабы взяли пять проводников и выдвинулись в поход, который длился 26 дней. Тарджуман свидетельствовал, что после этого караван подошёл к местности, которую они и назвали "городами, лежащими в развалинах". Караван шёл по разрушенным городам ещё 20 дней. На вопросы путешественников проводники рассказывали, что города разрушены пришедшими сюда яджуджами и маджуджами.
И наконец, экспедиция пришла к горе, у которой начиналась стена. Как оказалось, здесь стояло несколько крепостей, а народ исповедовал ислам. Забегая вперёд, скажу, что мусульманские проповедники действительно снаряжали в Сибирь целые экспедиции и доходили до хантов и манси, часть которых вполне успешно обратили в ислам. В трёх днях от стены находился город Ика. От города до стены шли селения. Здесь знали о воинственных народах и утверждали, что яджуджи выше маджуджи на полтора локтя, то есть примерно на 70 сантиметров. Местные уверяли, что действительно видели этих чужаков.
Стена на горе
Далее Тарджуман описывает стену, к которой его привели, и ворота, которыми она заперта. Сооружение это фантастическое. Стена стояла не только в ущелье шириной 200 локтей (больше ста метров), но и поднималась на гору. Гора была округлой, с другой стороны — ровной, белой, а в ущелье стена и ворота "останавливали ветер". Камни, из которых была сложена стена, араб описывает как блоки толщиной в полтора локтя, железные и слипшиеся от ржавчины. Высота стены достигала 30 метров. Порог ворот был шириной 5 метров, длиной 50 метров, а толщина самой двери в переводе на нашу метрическую систему составляла больше трёх с половиной метров. Разумеется, в этих огромных воротах был совершенно циклопический замок, который отпирался ключом, прикованным здесь же. Раис, страж ворот, трижды в день поднимался по лестнице и бил в запор, чтобы на другой стороне знали, что с этой стороны кто-то бдит. При этом араб упоминал, что само строение очень похоже на природное, но на нём древними письменами написано: "Когда придёт обещание Господа моего, он сделает это порошком".
Путешественник расспросил местных, хорошо ли стоит стена. Они заверили его, что стена незыблема, на ней есть единственная трещина, но она толщиной с волос и волноваться нет причин. Араб отколол частичку стены для халифа и повернул назад. Обратно в Иран он поехал другой дорогой — через Среднюю Азию, в которой тогда находилось государство Хорасан (в него входили часть Туркестана и Афганистан).
С тех пор и вплоть до XIV века арабы в хрониках называли Сибирь "страной опустошённых городов", упоминание о ней встречалось в книгах многих путешественников: Ибн Хордадбеха, Ибн Русты, аль-Мукаддаси и других. Географ XII века Мухаммад аль-Идриси уточнял её местоположение: она находилась к западу от рек Ишим и Тобол.
Урал или Шория
Кто же такие яджуджи и маджуджи? И куда ходил караван? Если верить аль-Идриси — это Урал. Обе реки находятся от него на востоке, обе берут начало на юге, текут на север и впадают в Иртыш. А наиболее вероятной стеной в этом случае может оказаться так называемая Великая Уральская стена (Аракульские Шиханы), которая находится в 140 километрах от Екатеринбурга и тянется на два километра. Её ширина местами составляет 40 метров, что сопоставимо с описанием Тарджумана.
Вид на озёра Малый и Большой Каган. Фото © Wikipedia
Очень похоже на описание и Чёртово городище. Да, на первый взгляд, это просто стена из выветренной породы. Но её основание сложено из каменных блоков замковой кладкой! Урал действительно хранит множество загадок и по праву может называться "страной разрушенных городов": здесь встречаются древние каменоломни, в скалах выплавлены следы великанов, а некоторые горы просто срезаны, словно для создания аэродромов.
Но арабский географ Рашид ад-Дин считал, что Тарджуман пересёк не только Урал, но и всю Западную Сибирь и достиг Енисея. Здесь, в Горной Шории, он посетил мегалитическую стену, размеры которой и сейчас достигают 50–60 метров. В пользу этого говорит и тот факт, что где-то в устье правого притока Енисея жили киргизы-мусульмане, их город назывался Кикас (Икас). Видимо, именно в нём и побывал арабский путешественник. А это означало, что "опустошённая страна" располагалась на территории Томской области, где сейчас находятся недавно возникшие Васюганские болота. Где же тогда жили яджуджи и маджуджи?
Великаны Путорана
Водопад на плато Путорана. Фото © Wikipedia
Традиционная наука считает, что Тарджуман ездил к Великой Китайской стене. Однако её описание не совпадает с описанием араба. Она не железная. Её ворота не имеют толщину 3,5 метра, и она не достигает высоты 30 метров — это высота современной девятиэтажки. Да и от столицы Хазарии арабы ехали всего 46 дней. Мул может проходить за день от 30 до 55 километров. То есть экспедиция за 46 дней могла уйти минимум на 1380 километров (это как раз расстояние от Итиля до Урала), а максимум путь мог составлять 2300 – 2700 километров (и это как раз район Горной Шории или Васюганских болот, которые образовались всего 500 лет назад и теперь скрывают огромные территории).
Кстати, стена в Шории тянется с северо-запада на юго-восток. У хантов есть легенды о лесных белых великанах, которые однажды ушли куда-то на северо-восток. Многие ненцы уверены: знаменитое плато Путорана — это останки древнего города людей-великанов, они были бородаты, обрабатывали металлы и жили в больших городах.
А охотник-эвенк в верховьях реки Виви (юг плато) в 1978 году в расщелине нашёл густо обросшую лишайником огромную стену, сложенную из каменных блоков. Она показывалась из-под каменной осыпи и через 50 метров снова скрывалась под осыпавшимися камнями. Но находка тогда никого не заинтересовала.
Улики древних мегалитов
Чем больше туристы ездят по стране, тем больше находят древних сооружений: в Хакасии найдена мегалитическая стена, сложенная полигональной кладкой, на Колыме найдены мегалиты, которые явно носят следы обработки человеком. Сибирские мегалиты объединяет одно — все они носят следы страшной катастрофы, оплавлены, частично опрокинуты, словно в древности яджуджи и маджуджи действительно прорывались сквозь них с боем или обстреливали их оружием, прожигающим камни.
Фото © wikimapia
Искать в Сибири мегалиты — дело трудное и рискованное. Край, покрытый тайгой и болотами, опасен стремительными реками, диким зверем и беспощадным гнусом. Энтузиастам очень хотелось бы, чтобы на её территории жили древние гиперборейцы или арии. Однако недавняя история края всё равно постепенно открывается археологам. Севернее и западнее Томска в I тысячелетии до нашей эры жили кулайцы. Они имели многочисленные города, передвигались на лодках, воины были свирепы и хорошо вооружены, их тела покрывали костные латы, а их мечи были острыми и прочными.
В Хакасии была таштыкская культура: местные обитатели строили пирамиды и хоронили покойников в погребальных масках. Степи под Омском принадлежали воинственным саргатам. Эта цивилизация, оставившая после себя огромные земляные пирамиды, считается родоначальницей тяжёлой конницы — катафрактарий. Жрицы саргатов имели вытянутые черепа. Ещё западнее существовала Синташта — этой ей принадлежал город воинов Аркаим. Южнее жили афанасьевцы и андреевцы. Считалось, что именно они принадлежали к ариям, ушедшим в древности на юг. Так, может, именно с ариев, опустошивших Индию, и пошла легенда о народах яджуджи и маджуджи, пришедших с севера? Но если судить по состоянию артефактов, то, скорее всего, речь идёт о развалинах допотопной цивилизации, которая погибла в какой-то ужасной катастрофе.