С 1 августа АЗС перепишут ценники на бензин: На чём основан такой прогноз и сколько будет стоить топливо

В России снова несколько снизились средние цены на бензин. При этом многие экономисты считают, что уже в августе ситуация может измениться. Сколько будет стоить горючее?

11 июля 2022, 00:40

Обложка © Shutterstock

По данным Росстата, средние потребительские цены на бензин с 27 июня по 3 июля 2022 года снизились на одну копейку — до 50,57 рубля за литр. При этом в разных регионах ситуация отличается. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе топливо подешевело на 1,2%, а в Московской области подорожало на 0,1%. В столице и Санкт-Петербурге стоимость бензина не изменилась.

Стоимость топлива на внутреннем российском рынке немного сокращается из-за снижения оптовых цен на бирже. За последние две недели оптовые цены на АИ-92 снизились на 8,5%, АИ-95 на 6,9%. Причины этого заключаются в росте предложения. На фоне сокращения экспортных поставок за границу из-за санкций в РФ образовался профицит топлива, — рассказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

Он отметил, что летом обычно более высокий спрос на бензин и дизель, так как россияне активно перемещаются по стране на своём транспорте. Но в этом году подобного не наблюдается. Люди предпочитают оставаться в рамках своего региона, многие отказались от отпуска или поездки к морю. Появление "навеса" предложения, а также компенсации производителям нефтепродуктов по механизму демпфера (для роста предложения на внутреннем рынке взамен выпадающих экспортных доходов) привело к снижению оптовых цен.

Но стоимость топлива в рознице сокращается не так активно. Цены практически стабильны, сокращение цен происходит медленно и минимально. АЗС таким образом компенсируют потери, которые несли в 2020-м и 2021 году. На фоне падения спроса и резкого роста оптовых цен они теряли в среднем до двух рублей с каждого проданного литра топлива (то есть работали себе в убыток). Сейчас они получают в качестве прибыли до 10 рублей с каждого литра и не торопятся снижать цены более решительными шагами, — отметил Артём Деев.

АЗС в Москве. Фото © ТАСС / "Ведомости" / Евгений Разумный

Вероятнее всего, считает аналитик, до августа ситуация кардинально не изменится. А вот позже, к сентябрю, когда правительство пересмотрит параметры демпфера, так как экспорт понемногу восстанавливается, начнут расти оптовые цены. Следом за ними — и розничные, но насколько, пока сказать сложно.

Топливный рынок сталкивается с ситуацией затоваривания, что связано с воздействием санкций. Следствием этого становится падение оптовых цен на бензин. В то же время удешевление цепочек логистики и усиление внутренней циркуляции рынка способствует снижению розничных цен. При этом масштабы падения расценок в опте и рознице заметно отличаются. Дальнейшему снижению розничных цен будут препятствовать как высокая степень монополизации рынка, так и работа демпферного механизма вместе с анонсированным сокращением производства на НПЗ и переориентацией российских производителей на новые внешние рынки. Такое мнение высказал генеральный директор инвестиционной компании ООО "АБЦ" Евгений Лашков.

По его словам, вероятнее всего, к 1 августа цены на бензин изменятся незначительно, но к началу осени можно будет ожидать их повышение на два-три процента.

Появляются слухи о возможном изменении демпфера в пользу уменьшения компенсационных выплат нефтяникам, что должно привести к сокращению их маржинальности и росту розничных цен на бензин. Однако пока слухи не подтверждаются официальными заявлениями, поэтому участники топливного рынка России больше смотрят за локальными событиями. Учитывая, что АЗС в последние месяцы получают сверхприбыль, удерживая розничные цены гораздо выше оптовых, то общественное мнение, призывающее уменьшить сверхприбыль и снизить розничные цены, звучит всё громче. Компании вынуждены реагировать и в рамках будущего позитивного прогнозного диапазона в 5156 рублей за литр АИ-95 немного снижать цены, — рассказал аналитик TeleTrade Алексей Фёдоров.

Впрочем, он считает, что вряд ли такую тенденцию можно назвать устойчивой. Дело в том, что на экспортную стоимость топлива влияет и курс рубля, а он начинает слабеть. Соответственно, позитивный сценарий, на который сейчас рассчитывают АЗС, начнёт конвертироваться в более негативный. В этом случае диапазон цен будет в пределах 58–64 рублей за литр АИ-95 к концу года.

Так что в течение июля и августа цены на топливном рынке России ещё могут сохраниться на значениях 50,551,5 рубля за литр АИ-95 и 53,554,5 рубля за литр дизельного топлива либо даже немного снизиться на 0,30,5%. Однако уже осенью по мере снижения курса рубля цены на топливо могут перейти к ускоряющемуся росту, — полагает Алексей Федотов.