Терпенье лопнуло: Как Wildberries и Ozon заставят бороться с контрафактом
Российские торговые площадки всё более похожи на рынки 90-х. Подделки низкого качества просто заполонили полки. Но, кажется, выход найден.
Обложка © Shutterstock
Abibas возвращается
Конечно, и раньше Wildberries и другие площадки боролись с подделками, мягко говоря, спустя рукава. Более того, клиенты часто жаловались, что им приходят бракованные или грязные вещи, а потом ещё нужно долго ждать возврата денег на карту. И это если повезёт. Сейчас в российских судах рассматриваются иски против площадки почти на миллиард рублей.
Но в последнее время онлайн-ретейлеры становятся просто каналом сбыта контрафакта — это признают даже чиновники.
Wildberries становится каналом сбыта контрафакта. Мы считаем, что добросовестные интернет-площадки должны со своей стороны принимать меры по пресечению торговли контрафактом и фальсификатом на своих площадках
Сейчас на площадке можно без проблем найти товары, которые, как в 90-е, отличаются не только качеством, но и намеренным искажением названия. Например, после названия ставят точки или заменяют одну букву. На площадке продаются кроссовки New Balance, которые отличаются от оригинала на одну букву: вместо латинской L используется I. А иногда даже этим продавцы не заморачиваются и продают "оригинальные" наушники AirPods третьего поколения от Apple за 2500 рублей, в то время как настоящие стоят минимум 15–17 тысяч рублей.
Дошло до того, что на Wildberries поступила жалоба в правоохранительные органы из-за продажи подделок: производитель азиатских подгузников Kioki обнаружил, что его товар предлагают на площадке сразу несколько продавцов, но ни один из них не имеет никакого отношения к реальному бренду. Производитель пытался связаться с головным офисом компании, но безуспешно, в связи с чем было написано заявление в полицию Московской области. В Wildberries же информацию о продаже подделок назвали клеветой.
Хватит подделок на Wildberries
В итоге Госкомиссия по антиконтрафакту, организатором которой является Минпромторг РФ, приняла решение пригласить Wildberries на межведомственную рабочую группу по контрольно-надзорной деятельности, чтобы разобрать факты нарушений на маркетплейсе. Заинтересовались таким положением вещей и в ФАС. Там разрабатывают специальный реестр, в который попадут компании, неоднократно уличённые в продажах контрафактного товара.
— Компаниям, которые попадут в этот реестр, временно ограничат возможность продавать товары на всех маркетплейсах, как крайняя мера может рассматриваться вечный запрет на продажу, — рассказал Лайфу источник в ФАС. — Сейчас маркетплейсы уже создают свои списки.
По словам собеседника Лайфа, маркетплейсы готовы активно включиться в отслеживание контрафакта, но сейчас уличённый в этом продавец получает просто блокировку аккаунта и вполне может продолжать свою деятельность на другой площадке. Общий реестр недобросовестных продавцов должен решить эту проблему.
— Действительно, сейчас многие продавцы забыли, что параллельный импорт предполагает ввоз оригинального товара, а не контрафакта, — говорит юрист по защите прав потребителей Валентин Усачёв. — И новая мера действительно может стать полезной для покупателей, так как отсечёт нечестных продавцов. Но при этом нельзя игнорировать риски недобросовестной конкуренции: продавцы могут начать обвинять друг друга в продаже контрафакта, чтобы просто устранить своего визави с рынка.
Продавцы под ударом
Кроме того, такой реестр может стать поводом для того, чтобы онлайн-площадки начали под предлогом контрафакта терроризировать своих продавцов и выжимать из них деньги, говорит Усачёв. А они уже неоднократно это делали.
Например, перед "чёрной пятницей" маркетплейс взял и заблокировал магазин детской одежды "Кофтёныши". Официальная причина — "из-за отказа от участия в акции ко Дню шопинга". А хозяин всего лишь высказался в социальных сетях о своём партнёре в негативном контексте. Потом маркетплейс без уведомления продавцов принудительно установил скидку 25% на все товары от партнёров. Иными словами, заставил их продавать товары себе в убыток. Мол, это было нужно, чтобы завоевать лояльность покупателей. За чужой счёт — отчего бы и нет?
А в 2017 году у компании Wildberries разгорелся серьёзный конфликт с партнёрами, которые забросали "старшую сестру" десятками судебных исков. Компания просто не платила за уже проданный товар: мол, все деньги ушли на его продвижение и рекламу.
— Поэтому к разработке реестра необходимо привлечь не только маркетплейсы, но и крупных продавцов, чтобы не допустить злоупотреблений, — уверен Усачёв.
Попадались ли вам подделки на Wildberries и других онлайн-площадках?