Как создавали новый поезд для МЦД

Столичные власти активно обновляют городские поезда. Современные электрички курсируют на всех четырёх Московских центральных диаметрах (МЦД) и на Московском центральном кольце.

11 октября 2023, 15:00

С сентября 2023 года на открытом МЦД-4 можно увидеть последнюю разработку российских производителей — электропоезд ЭП2ДМ. Удобные кресла, жидкокристаллические экраны, USB-разъёмы для зарядки гаджетов — производители новых составов учли пожелания пассажиров. В Москве и Подмосковье сейчас курсирует пять новых составов. К концу 2024 года в Московском регионе будет эксплуатироваться 28 новых поездов.

Поезд ЭП2ДМ производят по заказу Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) в подмосковном Орехово-Зуеве на Демиховском машиностроительном заводе (Трансмашхолдинг). Электричка на 99 процентов состоит из отечественных комплектующих. К её разработке подключилось более 80 российских предприятий. За основу взяли предыдущую версию поезда, к которой новая модель максимально близка по конструкции.

Поезд начали проектировать в 2022 году, а уже в январе 2023-го опытный образец был направлен на приёмочные и сертификационные испытания. ЭП2ДМ успешно прошёл сертификацию, и с июня началось его серийное производство.

Ультрасовременный дизайн и безопасность

Производители рассчитывали сделать новые составы более современными и комфортными. Они постарались учесть пожелания пассажиров и железнодорожников, уделив особое внимание эргономике, эстетике, а также безопасности вагонов. При проектировании нового поезда необходимо было учесть два параметра: актуальный дизайн и соответствие требованиям строгих российских ГОСТов.

Большое впечатление у пассажиров оставляет внешний вид кабины машиниста. Лобовая часть сделана из стеклопластика, у неё нет подножек и поручней, а боковые окна в новой модели стали шире, чем в предыдущих версиях. Это увеличивает обзор для машиниста. Новые буферные фонари и прожектор стали меньше в размерах, но не потеряли яркости благодаря светодиодам. Обтекаемая форма и отсутствие любых выступающих частей — не только дань эстетике, но и новый уровень безопасности.

Разработчики минимизировали возможность проезда для зацеперов. У этой модели, как и у предшествующей, убраны выступающие части лестницы и кронштейны. Теперь у нарушителей меньше шансов забраться на лобовую часть вагона и его крышу. Такие изменения не сказались на качестве обслуживания. Оно осуществляется специальным инструментом и приспособлениями в депо. Снаружи пассажирские вагоны выглядят полностью гладкими. Такого эффекта удалось достичь в том числе благодаря менее выступающему резиновому уплотнению на салонных окнах.

Короба отопления для поезда сделали из нержавеющей стали, чтобы исключить коррозию металлоконструкций, а вагоны покрыли устойчивой к истиранию краской.

Комфорт для пассажиров

При заказе поезда мы ориентировались в первую очередь на пожелания наших пассажиров. ЭП2ДМ в выбранной нами комплектации — это современный и быстрый поезд, отвечающий всем требованиям комфорта, — отметил начальник управления развития подвижного состава ЦППК Олег Баранцев.

Экстерьер поезда оформлен в серо-оранжевой цветовой гамме. Яркие сиденья и поручни контрастируют со спокойным цветом стен, пола и потолка. Дизайнеры и проектировщики изучили мировые тенденции и поменяли форму кресел в вагонах. В них можно сесть глубже, а дополнительная выемка в спинке позволит менять положение тела во время поездки.

В середине салона установлены шестиместные сиденья, ближе к выходам — четырёхместные. Это позволяет исключить "узкие горлышки": в зоне выходов обычно собирается больше людей. Когда пространства достаточно, они могут входить и выходить быстрее. Особенно это важно в часы пик.

Полки для багажа сделали прочнее, на них нанесли краску, устойчивую к повреждениям. А тонировка окон защищает пассажиров от солнечных лучей. В головных вагонах поезда предусмотрели велопарковки — на стенах есть крепления, которые держат велосипед вертикально. Так он занимает меньше места.

Качественное освещение

Световой театр использует несколько уровней — от светодиодных ламп до LCD-дисплеев. Все элементы освещения в вагонах светодиодные. Это и лампы в тамбурах, и огни контроля посадки пассажиров, и свет в салонах — светодиодные линии встроены в потолок вагонов. Такие решения отличаются надёжностью и энергоэффективностью. Здесь есть и крайне ценные USB-разъёмы с функцией быстрой зарядки для разнообразных гаджетов. В стены вагонов встроены современные LCD-дисплеи с информацией для пассажиров.

На жидкокристаллических экранах пассажиры увидят маршрут поезда, температуру в салоне, текущие дату, время и другую информацию. LCD-табло специально увеличено в высоту, чтобы отображать больше сведений. В ЭП2Д эту функцию выполняла бегущая строка.

Отдельная система отвечает за микроклимат и обеззараживание воздуха в вагонах. В поезде, как и у более ранних моделей, сохранена система видеонаблюдения, которая позволяет контролировать не только безопасность.

Безбарьерная среда

Для пассажиров на инвалидных колясках оборудовали головные вагоны. В них установили откидные аппарели для комфортного проезда в салон на коляске. Внутри вагона есть места для крепления колясок. Там же находятся туалетные комнаты с откидными поручнями и кнопкой экстренной связи с машинистом.

Все информационные таблички в поезде продублированы шрифтом Брайля. Слабослышащие пассажиры могут ориентироваться на световую индикацию открытия и закрытия дверей. Найти нужный поезд на платформе людям с инвалидностью по слуху помогают маршрутные указатели на боковых окнах моторных вагонов.

В планах столицы — обновить подвижной состав на четвёртом диаметре к концу 2025 года: там будут курсировать "Иволги" на маршрутах МЦД, а ЭП2Д и ЭП2ДМ — на пригородных маршрутах. Развитие транспортной доступности, в том числе в рамках межрегиональных и федеральных проектов, — одна из задач программы мэра столицы "Мой район".