Режиссер «Григория Р.» отказывался снимать свой фильм без Владимира Машкова
27 октября на Первом канале состоится премьера многосерийного фильма о жизни великого старца
Жизнь и судьба Григория Распутина уже в течение многих лет волнует не только историков, но и мэтров мирового кинематографа. В разное время образ великого старца примеряли на себя Алексей Петренко, Иван Охлобыстин, Алан Рикман и Жерар Депардье. А совсем скоро Первый канал представит своего Распутина, которого сыграл Владимир Машков.
Режиссер картины «Григорий Р.» Андрей Малюков не раз признавался: без Машкова не было бы и его фильма.
— Еще года четыре назад у нас с продюсером Рубеном Дишдишяном состоялся разговор, во время которого я сказал: «Начинать такое кино без актера невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова, тогда можно пробовать», — признается режиссер. — Я все время в работе, знаю нашу актерскую братию, и понимаю, что не так много людей, которые могли бы такое сыграть. И про Машкова сразу подумал. Помню, я был уже маститый режиссер, когда пришел в институт и увидел его в студенческой работе. И должен сказать, что с тех пор он сильно развился и продвинулся вперед. Володя сегодняшний и тогдашний — два разных Машкова.
О работе с Машковым как о работе с настоящим профессионалом вспоминает каждый участник съемочного процесса.
— Распутин был со всеми на «ты». Никому не грубил. Вел себя как у себя дома в любой обстановке. И Владимир Машков, очевидно, то ли интуитивно, то ли прочитав первоисточники, именно так себя и ведет. Просто диву даешься, как просто у него и естественно это получается, — рассказывает исторический консультант картины Павел Корнаков. — Иногда читаешь текст сценария и не понимаешь, как это можно сыграть! А он приходит на площадку и у него это получается с первого дубля.
50-летний актер отказывался и от помощи дублеров, желая каждую, даже самую опасную сцену, отточить до совершенства собственными силами.
— Володя великолепно подготовлен и морально, и физически. У него было две очень сложные, серьезные трюковые сцены. Первая — когда его дубинами избивают верховые мужики и топчут лошадьми. Он работал откровенно честно, подпускал к себе лошадей так близко, что в один момент увлекся, рукой махнул и лошадь задела его по руке. Ничего страшного не произошло, все в пределах нормы, — вспоминает постановщик трюков Олег Корытин. — Машков — рисковый человек, идет на обострение, чтобы добиться правдивости. Вторая сцена — убийство Распутина, когда актера избивали ногами. Конечно, на Машкова надели специальную защиту, прикрывавшую спину, руки, грудь, ноги. И лупили по нему каскадеры.
Большая часть съемок проходила в Санкт-Петербурге. Съемочной группе довелось поработать на Дворцовой площади, в Доме ученых, в Юсуповском дворце и на канале Грибоедова, однако не везде их ждали, широко распахнув двери. А в некоторые места и вовсе не пускали при упоминании слова «Распутин». Так, например, получить разрешение на съемки в церквях и монастырях на деле оказалось очень сложно.
— Существует распоряжение Патриарха — с большой осторожностью пускать съемочные группы, любые, независимо от тематики фильма, — рассказывают продюсеры ленты. — Церковь не приветствует съемки фильмов про Распутина на своей территории. С этим столкнулась еще французская группа «Распутина», где снимался Жерар Депардье.