Новый удар кризиса по шоу-бизнесу: Галкин едет на заработки в Германию, а на Долину и МакSим— скидки
Региональные промоутеры признались, что концертный бизнес в России сократился на 30 %
Временное затишье в отечественном шоу-бизнесе, связанное с новогодними каникулами, лишь на несколько недель позволило звездам и их продюсерам забыть о миллионных убытках, которые несет российская музыкальная индустрия в последние месяцы из-за кризиса. Однако суровая реальность быстро отрезвила звезд, вернувшихся из отпусков. «Концертный чес» по провинциальным ДК культуры, который всегда был «запасным плацдармом» любой знаменитости даже в трудные времена, вскоре рискует также стать лишь приятным ностальгическим воспоминанием. Количество концертов в регионах сократилось практически на треть — к такому неутешительному выводу пришли промоутеры в разговоре с SUPER. И это, по их словам, только начало бедствия для музыкальной индустрии.
— Могу сказать одно: на 2015 год концертов не запланировано практически нисколько, — рассказал Игорь Андреев, владелец концертного агентства «СИБ-СТАР» в Новосибирске. — Грубо говоря, места под ранее запланированные концерты забронированы на площадках, но по оплате и гонорарам еще ничего не решено. В долларах и евро желания работать нет ни у кого из организаторов концертов, это я вам сразу заявляю. Но самое смешное, что в рублевой зоне артисты еще сами не определились, как будут работать.
Андреев заметил, что, если раньше концертные агенты в провинции сами приглашали звезд и частенько конкурировали, переманивая того или иного артиста в свой город, то сейчас ситуация изменилась.
— Многие артисты сами стали выходить на площадки через своих агентов. К примеру, у Стаса Михайлова и Григория Лепса есть свои представители в Сибири, они сами ищут выходы на устроителей концертов, — объяснил Андреев.
По мнению промоутера, окончательный масштаб кризиса, охватившего гастрольный бизнес, станет понятен, когда стартуют продажи билетов на концерты, запланированные еще до нового года. В ближайшей перспективе — массовое понижение цен на билеты и различные бонусы и скидки, на которые пойдут артисты, у которых не будет другого выхода.
— Зрителей на концертах уже стало меньше — минимум на 20 %. Сами понимаете, что сейчас людям не до концертов, доходы населения упали, все экономят, — пояснил Андреев и отметил, что многим промоутерам уже приходится отказываться от гастролей звезд первого эшелона с огромными запросами и высокими ценами на билеты. — Мы чаще берем в последнее время артистов попроще, даже тех, кто стоит 30-50 тысяч рублей. Привозим их, они в качестве бонуса у нас на Алтае отдыхают, проходят лечение. Дают в неделю 2-3 концерта — этого достаточно.
С сибирским промоутером согласна и представитель концертного агентства «Маэстро» из Великого Новгорода Екатерина Васильева.
— Могу сказать сразу, что, по сравнению с прошлым годом, концертов стало в несколько раз меньше. Публика стала существенно экономить на этом секторе развлечений. Артисты топ-уровня продолжают принимать гонорары в валюте, следовательно, они постоянно дорожают в рублевом эквиваленте. Именно поэтому меньше людей стало приходить на концерты и покупать билеты. Если раньше заполняемость зала на топовых артистов была 90 %, то сейчас это 60 %. Более того, такие артисты как Филипп Киркоров, к примеру, не заинтересованы в дополнительных методах привлечения аудитории на концерты в регионах, и очень зря. В этом плане молодое поколение артистов гораздо гибче: они сами записывают обращения к фанатам в соцсетях, устраивают конкурсы, изобретают новые способы для увеличения продаж билетов — и это работает. Топовые звезды ленятся — им это не интересно. Поэтому заполняемость на выступлениях, к примеру, Егора Крида может быть гораздо выше, чем у мэтров сцены. Также есть тенденция — сейчас ходят лучше на новых артистов, которых еще не было в городе. Опять же главное — это адекватные цены. Недавно мы делали организацию спектакля Константина Райкина, которого не было в городе 20 лет. Демократичные цены и театральная публика сделали свое — был аншлаг.
Васильева назвала и новую «примету времени»: если раньше большинство звезд предпочитало давать концерты в провинции с полной предоплатой, которая «страховала» их в случае отсутствия ожидаемой заполняемости зала, то сейчас практически все соглашаются работать «на кассу» — то есть получать не фиксированный гонорар, а сумму, которая зависит от уровня продаж билетов.
— В случае работы «на кассу» все риски ложатся на плечи артистов. Приглашающая сторона несет минимальные убытки. Но сейчас звезды готовы на любые условия, главное — продать концерт, — пояснила Екатерина.
Рассказы региональных концертных промоутеров находят подтверждения в многочисленных сообщениях на сайтах концертных афиш в провинции. То тут, то там можно наткнуться на скидки на билеты или sale-акции в преддверии гастролей звезд.
К примеру, на сайте «СИБ-СТАР» накануне объявленных гастролей Ларисы Долиной и Гарика Мартиросяна в Новосибирске были объявлены «специальные цены».
А в Красноярске даже создали специальную группу в социальной сети, посвященную суперскидкам на концерт певицы МакSим — билеты на шоу предлагалось приобрести по цене ниже номинала на 10 %.
Впрочем, некоторым звездам не помогает и это. Так, в гастрольных графиках артистов, казалось бы, десятилетиями не сходящих с экранов в новогодних «голубых огоньках», — Наташи Королевой и Ирины Аллегровой, значится всего лишь по два выступления на ближайшие два месяца.
В афише юмориста Максима Галкина на февраль десять концертов в Германии, где проживает огромное количество русских эмигрантов. На шоу в России у супруга Аллы Пугачевой зарезервирован март — артист даст шесть шоу в Сибири и на Урале. Билеты на них вполне доступны — послушать шутки Галкина в провинции можно по средней цене билета в полторы-две тысячи рублей.
К слову, гастроли в наполненной русскоязычным населением Германии стали настоящим спасением для российских звезд — местные промоутеры, продолжающие свободно расплачиваться с артистами в евро, практически сводят к нулю все возможные риски. На «немецкие хлеба» в два раза активнее теперь ездят все — от Валерия Меладзе (там у него запланировано более десяти концертов в феврале и марте. — Прим.) до Бьянки (звезда даст в Германии три шоу в феврале. — Прим.).
Наблюдается подозрительное затишье в графике гастрольного «стахановца» Киркорова, за последние годы объехавшего несколько раз вдоль и поперек страну со своим грандиозным шоу «ДруGoy». В феврале у певца значатся лишь концерты в Риге и Вильнюсе, а в марте — семь шоу на Дальнем Востоке, что для Киркорова ничтожно мало. Впрочем, по информации из окружения артиста, связано это в первую очередь с подготовкой новой программы.
Миновали и времена, когда за места на первых рядах провинциальных домов культуры звезды «ломили» по 7-10 тысяч рублей, а «галерка» обходилась жителям отдаленных регионов страны по средней цене в «трешку». В эпоху кризиса за такие деньги на артистов просто не пойдут — вынужденные считаться с экономической ситуацией артисты объявляют «антикризисные цены». SUPER выяснил, сколько «деревянных» теперь придется выложить за шоу звезды в российской глубинке.
Дима Билан —1900 до 2200 руб. (концерт в г. Великие Луки).
Валерий Меладзе — 1600-4800 руб. (концерт в г. Новый Уренгой).
Игорь Николаев 800 до 2500 руб. (концерт в г.Великий Новгород).
Валерий Леонтьев 1000 до 2500 руб. (концерт в «ДК Гагарина», Сергиев-Посад).
Нюша — 1200-3000 руб. (концерт в г. Великий Новгород).
Александр Градский 2500-4000 руб. («Театр драмы им.Ф.Волкова», г. Ярославль).
Стас Михайлов — 1500-3800 руб. (концерт в «ДК Гагарина» г.Сергиев-Посад).
МакSим 1000-3000 руб. (концерт в ДК Железнодорожников, г.Красноярск).
Сергей Лазарев 1000-2000 руб. (концерт в «КЦ Зеленоград», г. Зеленоград).
Александр Малинин 800-2500 руб. (концерт в «ДК Гагарина» г. Сергиев-Посад).