Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
21 мая 2014, 11:31

Канны-2014: «Мамочка»

Фильм-участник основного конкурса в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь» в рецензии SUPER

Ксавье Долан — имя самого модного канадского арт-хаусного режиссера, который за свои 25 успел снять пять полнометражных картин, привести в восторг всех кинокритиков и зрителей, стать любимчиком Канн и сорвать там овации.

Если внимательно присмотреться ко всем пяти работам этого юного «гения», то получится, что побеждает по-прежнему красивая упаковка внутри которой, увы, прописные, каждому известные истины. Чем берет Долан? Молодостью, дерзостью, эгоизмом, попсовостью, модными песнями, клиповой стилистикой. Ну, справедливости ради, еще хорошим вкусом. Кажется все. Но раз публике и критикам нравится же, то почему бы нет?

«Мамочка» дублирует дебютную картину Долана, которая называется «Я убил свою маму». Даже если вы смотрели только свежий фильм, по названию вам уже ясно, что тема та же. Из того немногого, что меняет Долан — это, во-первых, убирает себя, хотя скорее имитирует это. Главный герой Стив, подросток с синдромом дефицита внимания и активности, роль которого доверена Антуану-Оливье Пилону — это почти что Долан только традиционной ориентации. Во-вторых, действие происходит в будущем. Остальное же все на своих местах, включая Энни Дорвал в роли взбалмошной мамаши и Сьюзанн Клеман в роли учительницы. Любовь сына и матери на грани ненависти. На выходе получается один длинный видеоклип в формате инстаграма. Формат — это, кстати говоря, третье отличие от дебютного фильма. 

Работа актеров качественна, саундтрек хорош, картинка эстетична, работа оператора замечательна. Сценарию же как всегда у Долана чего-то не хватает. Его мир по-прежнему исключительно женский, на потребность в отце и намека нет, а это мы уже видели. Ничего особо нового по сравнению с дебютной картиной он в «Мамочке» не сказал. Мы уже поняли, что любящие друг друга люди могут взаимно причинять страшную боль. Мы уже поняли, что для мамочки пирог или вафли — дилемма гораздо более сложная, чем поиск ответа на вопрос отдать ли сына в психушку. Но все это отнюдь не откровение, это реальность, с которой приходится сталкиваться, не дожидаясь 2018 года. 

Долан — типичный постмодернист, который пичкает свои фильмы цитатами, заставляя зрителя включаться в игру-угадайку. От этого картина о трагичности, невозможности любви и достижения простого счастья, которое затапливается дождем жестокости и непонимания с обеих сторон становится кино-аттракционом по опознанию просмотренных картин и прослушанных песен. Хотя что еще ожидать от ребенка? Чтобы стать художником, помимо того, что нужно иметь свой взгляд на вещи, еще требуется умение возвести частную историю на уровень общечеловеческой. Долан же вместо этого отчаянно хочет понравится матерым критикам, синефильской аудитории и случайному зрителю без особых загонов. Весь его кино-язык — треки из плеера и фильмы в виде клипов. А «Мамочке» отчаянно не хватает подлинной трагичности, не хватает печали, не хватает ощущения бесполезности агрессии и в целом жизни без любви и милосердия, есть только психологически глухие персонажи, которые пытаются перекричать друг друга вместо того, чтобы замолчать на секунду и просто послушать, что говорит другой, просто ради интереса. Пока они не научатся слышать, выхода из длинного коридора нет и не будет. Даже если в конце его горит свет.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров