Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
9 октября 2015, 16:43

Марсианин Мэтт Дэймон и другие Робинзоны Крузо

К выходу «Марсианина» Ридли Скотта Super вспоминает, какие еще фильмы питаются богатой традицией робинзонады

«Марсианин» Ридли Скотта с Мэттом Деймоном в главной роли — новейший вариант известного всем с детства сюжета о Робинзоне Крузо из романа Даниэля Дефо, написанного в далеком 1719-м году. Тогда, на закате эпохи Великих географических открытий, погоня за новыми экономическими возможностями в колониальной гонке привела человека на передовую битвы с дикой природой. Воплощением этой битвы стал сверхпопулярный герой Робинзон — белый человек, благодаря своим цивилизованным знаниям и силе духа сумевший выжить на необитаемом острове. 

С тех пор любое художественное произведение о выживании в диких условиях неизбежно уходит корнями в историю Робинзона. О самых ярких фильмах этого жанра в подборке SUPER:

«Робинзон Крузо на Марсе»                                                                режиссер Байрон Хэскин, 1964Именно этот фильм 1964 года вполне можно считать наивным прообразом нового «Марсианина». Патриарх американского фантастического кинематографа Байрон Хэскин создает вдохновенный мэшап в духе sci-fi-комиксов, где новым Робинзоном становится капитан Дрейпер (актер Пол Манти). Космический корабль Дрейпера, делая облет вокруг Марса, терпит крушение на поверхности Красной планеты. Среди выживших — только сам Дрейпер и обезьянка Мона. Связь с Землей, разумеется, потеряна. Подобно своему земному прототипу, астронавт начинает вести борьбу за выживание: учится добывать кислород при помощи сжигания каких-то местных мягких камней, наделяет человеческим теплом и уютом марсианскую пещеру, сооружая из камней мебель. Обезьянка Мона находит скрытый в скалах источник воды и провизии — местные водоросли, чьи побеги напоминают сардельки. В промежутках между дневными трудами марсианский Робинзон мастерит самодельную волынку и даже устраивает обезьянке горячий ужин при свечах. Не обойдется в этой робинзонаде и без Пятницы — дружественного гуманоида в исполнении Виктора Лундина («Вавилон-5», «Стартрек»).«Жизнь Пи»                                                                                                        Энг Ли, 2012В фильме Энга Ли необычная история о выживании находится на стыке сразу нескольких жанров: фэнтези, драмы, приключенческого и биографического кино. Шутка ли — 11 номинаций и 4 премии «Оскар» за лучшую работу режиссёра, оператора, спецэффекты и саундтрек. В центре этого захватывающего фильма история юноши по имени Пи, сына владельца индийского зоопарка, после кораблекрушения лишившегося родных и оставшегося в открытом море на небольшой лодке с четырьмя из своих диких питомцев. Путешествие через море без запасов пресной воды, провизии и один на один с бенгальским тигром — правда или вымысел? Помимо канонов нескольких жанров фильм сочетает в себе основы нескольких религиозных учений. Пи не только учится рыбачить, ловить черепах, опреснять воду и уживаться с хищником, но проходит путь духовного становления. «Изгой»                                                                                                         Роберт Земекис, 2000                                                                                             Роберт Земекис, чей новый фильм «Прогулка» совсем скоро появится в кинотеатрах, в одном из лучших своих фильмов — «Изгой» — остроумно переосмысляет сюжет Даниэля Дэфо в современных реалиях. Персонаж Тома Хэнкса по имени Чак Ноланд — высокопоставленный менеджер в компании Fed Ex. Он педант, трудоголик, его жизнь расписана по минутам, и этих минут, столь важных для того, чтобы доставить посылку точно вовремя, катастрофически не хватает даже на общение с любимой женщиной. Все меняется, когда самолет, на котором Ноланд сопровождает экспедицию, терпит крушение в Тихом океане и герой оказывается единственным выжившим. Ноланда вместе с кучкой обломков прибивает к берегу необитаемого острова. Продюсеры фильма составили список практически бесполезных вещей, которые герой должен был найти в этих посылках: коньки, вечернее платье, документы на развод, видеокассеты и прочее, — а затем предложили его экспертам по выживанию, которые придумали, как именно можно использовать найденное. Как ни странно, лишения, которые терпит герой, оказываются для него освобождением, а борьба за выживание — самой жизнью, которой, он как будто был лишен, живя в обществе и имея хорошую должность и стабильный заработок. «Пучина»                                                                                                     Бальтазар Кормакур, 2012Основанный на реальных событиях, этот фильм рассказывает историю рыбака, после кораблекрушения оказавшегося единственным выжившим членом команды. После 6 часов в ледяной воде героя чудом выбрасывает на безжизненный вулканический остров недалеко от Исландии, но на этом его битва за жизнь не заканчивается. Большое значение имеет тот факт, что автор «Пучины» Бальтазар Кормакура — большой мастер работы с психологическим напряжением в кадре. Потому и предыстория, и психологические последствия катастрофы для героя интересуют режиссера и автора сценария не меньше, чем сами сцены на необитаемом острове. Стоит вспомнить и более ранний фильм Кормакура — «127 часов», тоже основанный на реальный трагической истории, где в заложниках у  неминуемой гибели оказался альпинист-одиночка.«Гравитация»                                                                                           Альфонсо Куарон, 2013Фильм Куарона окунает зрителя в саму материю безвоздушного пространства, в обволакивающую и звенящую тишину невесомости, чтобы потом лицом к лицу столкнуть с опасностями, которые таит в себе космос — место не предназначенное для обитания человека. Как и в классической робинзонаде, выжить героине Сандры Буллок помогают ее специальные навыки и воля к жизни. Но и отличий от эталона жанра хватает. Так, Доктор Райан Стоун (Буллок) не осваивает космос, чтобы выживать в нем, но совершает отчаянное возвращение на Землю.  Ей не везет, как Робинзону, найти помощника Пятницу, напротив, она теряет единственного друга и наставника, оставшегося с ней в открытом космосе — астронавта Мэтта Ковальски (Джордж Клуни). Если копнуть глубже, то и сама изобилующая спецэффектами одиссея героини через космические тернии к твердой земной почве — это не что иное, как история преодоления психологической травмы и обретения устойчивости. Линия личной утраты героини вкрадчиво дается Кауроном параллельно развитию экшен-драмы. В итоге мы получаем еще одно подтверждение тому, что космос в художественных произведениях — лишь необычная и притягательная форма для старых земных человеческих сюжетов.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar