Сценарист, подавший в суд на создателей «Марсианина» за плагиат: «Ридли Скотт не особо старался»
Автор российской версии фильма «Марсианин» Михаил Расходников в своей рецензии написал о диско на Марсе, творческих неудачах Ридли Скотта и будущем своего фильма
25 сентября стало известно, что российский сценарист Михаил Расходников подал в суд на компанию 20th Century Fox, обвинив авторов фильма «Марсианин» в плагиате. Он требует возмещения ущерба в размере 50 миллионов рублей. Слушание дела состоится в середине октября. По его словам, сюжет, который он придумал еще в 2007 году и затем представил ведущим кинокомпаниям, поразительно похож на книгу Энди Уира. Именно она послужила основой для фантастического фильма Ридли Скотта.
Интересно, что по сценарию Расходникова еще в 2012 году был запущен в производство фильм с аналогичным американской картине названием, однако его постпродакшен длится уже 3 года. В российской версии «Марсианина» снялись Андрей Смоляков, Юрий Цурило и Максим Виторган.
Оба фильма рассказывают историю космической экспедиции на Марс, в ходе которой один из ее членов в одиночестве остается на планете и начинает борьбу за выживание. SUPER попросил Михаила Расходникова посмотреть голливудскую версию «Марсианина» и написать на нее рецензию.
Более беспристрастного рецензора к этому фильму найти невозможно, но искусство должно быть выше всего. Поэтому напишу только свои творческие впечатления. Фильм понравился. Жизнеутверждающий, цельный, с легким особенным стилем.
Парящая атмосфера «Марса в стиле диско» не позволяет серьезно относиться ни к спорным научным экспериментам героя, ни к особенностям построения сюжета. Мне показалось, что для создателей картины это также не особенно важно. Манера подачи больше походит на добрую фантастику 80 — 90-х. Везде чувствуется легкая ирония: например, увидев Джеффа Дэниелса и Шона Бина в роли космических руководителей, зритель сразу понимает, что рассчитывать на помощь с земли герою совсем не стоит. Но хорошо, что это и не нужно. Мэтт Деймон спасает все и вся. Очень сильная роль! Тонко и глубоко.Несмотря на безусловное совпадение названия, основного сюжета и персонажей (о чем мы поговорим в суде), «Марсианин» Ридли Скотта и мой фильм — два разных произведения. Если вкратце, то мой больше посвящен духовным проблемам человека, оказавшегося в одиночестве на другой планете, а фильм с Мэттом Деймоном сконцентрирован на материальном. И, несмотря на то что у меня персонаж сталкивается со схожими проблемами выживания, меня заинтересовала его «незавидная» возможность посмотреть на нашу планету со стороны и увидеть то, что многие не видят.
Немного удивляет полное визуальное совпадение некоторых сцен в наших фильмах, а также декораций, центра управления полетами и основного оформления модуля, но об этом не будем. Лучше об отличиях. Мне показалось очень интересным то, как Ридли Скотт показал Марс. Очень необычно для фантастики. В его фильме это безжизненная пустыня без особых интриг и тайн — просто дыра за 200 млн километров от Земли. В фильме использованы знакомые мне модели поверхности планеты, сканированные спутником. Я бы даже сказал, что режиссер не особо старался их украшать и погружать зрителя в эту атмосферу спецэффектами. Тем не менее это все здорово работает и создает реализм происходящего. А проложить для зрителя путь из настоящего мира в мир кино — эта одна из самых главных и сложных задач для любого фильма, и она ему удалась.
После просмотра я понял значение своих находок и ошибок, но уже ничего не изменить. А так бы хотелось. В 2010 году мы начали подготовку и пробные съемки с настоящим героем, действующим космонавтом Максимом Сураевым. Очень жаль, что спустя год работы ему не разрешили сниматься и отправили в космос. Если бы тогда в космос взяли еще и меня, мы бы обязательно долетели с ним до Марса и сняли все на натуре.
Я работал над экранизацией моей истории 7 лет и даже снял в 2012 году фильм, но, к сожалению, постпродакшен картины до сих пор не закончен. И захочет ли зритель теперь смотреть моего «Марсианина» — это большой вопрос.
Теперь мне предстоит сыграть роль моего героя в реальной жизни, и я тоже буду бороться до хеппи-энда.