Сценарист «Секретных материалов»: «Я работал над сериалом «Екатерина»
Автор культовой саги об агентах Малдере и Скалли рассказал о том, что происходило на съемочной площадке нового сезона знаменитого сериала, и над какими российскими проектами ему довелось поработать
Пол Браун — легендарная личность в мире научной фантастики. Автор более чем тридцати сценариев несколько раз номинирован на премии «Эмми» и «Золотой глобус» и стал лауреатом премии Эдгара По (Edgar Award), учрежденной американской «Гильдией сценаристов-мистиков» (Mystery Writers of America).
Он работал над созданием таких культовых сериалов, как «Секретные материалы», «Квантовый скачок», «Сумеречная зона», «Звёздный путь: Вояджер» и «Звёздный путь: Энтерпрайз».
В последнее время он активно занимается преподавательской деятельностью. Пол профессор факультетов кинорежиссуры и продюсирования Нью-йоркской академии киноискусства. Уже порядка 7 лет он регулярно проводит мастер-классы и в Москве.
Сейчас он является идейным вдохновителем уникального российского проекта «Музыка без грима» — собрания новелл, рассказывающих откровенную историю создания знаменитых отечественных песен. Вот как описывает влияние Пола Брауна на этот фильм продюсер и режиссер «Музыки без грима» Елена Кипер:
— Без Пола я бы никогда не задумала этот проект, ведь именно он объяснил мне, что такое драматургия. Он мой мастер, он мой капитан. В психологии рассматривают человека готового, а в драматургии другой подход — ты сочиняешь этого человека, его особенности, его черты. На своих занятиях Пол уделяет этому огромное внимание. Он даже выступает, как гипнотизер. Поэтому я воспользовалась его методикой и пригласила в наш проект даже психологов.
SUPER пообщался с Полом Брауном и узнал, что он делал 11 сентября, что происходит с жанром научной фантастики и каково будущее российских кино- и телеиндустрии.
Вы верите в гипноз и самогипноз? Есть мнение, что гениальные актеры могут вводить себя в состояние транса, чтобы лучше вживаться в роль.
Я не верю в то, что есть люди, обладающие даром гипнотизера. Если они и умеют это делать, то сами не знают о своих способностях. Настоящие актеры умеют верить в выдуманные обстоятельства и воплощать их в реальности. Это дар, которому может обучить только гениальный преподаватель. Можно брать примеры из собственной жизни, а можно выдумывать их и «вживаться».
Но хорошей роли без хорошего сценария быть не может. Как вы пишите свои сценарии? Говорят, у вас есть свой уникальный метод.
Я не могу сказать, что разработал какой-то уникальный алгоритм написания безупречного сценария. Секрет отличного сценария вот в чём: необходимо дать человеку то, что заставит его посмотреть внутрь себя и найти те же чувства, посылы, что и у героя кино. Наша задача в том, чтобы найти в каждом сюжете историю, которая найдет отклик в каждом зрителе.
Сейчас вы работаете над российским проектом и пытаетесь найти отклик именно в российском зрителе. Каково вам работать в нашей отечественной киноиндустрии?
Я не хочу критиковать российскую киноиндустрию. Могу сказать только, что когда я прихожу вести занятия, мои студенты частенько на неё жалуются. Я останавливаю их и говорю: «Постойте, но ведь вы и есть российская киноиндустрия». Они смотрят на меня в смятении. Я объясняю им, что у них в кармане есть камера, которую они всегда носят с собой — мобильный телефон. У нас у всех она есть и она просто ждет своего часа, когда вы готовы будете рассказать связанную историю. Но для чего мы ее используем на самом деле? Мы делаем селфи. Мы ведем себя, как дети, а не как взрослые. Поэтому я даю им такое задание: напишите короткий сценарий и снимите за выходные короткометражку на ваш телефон. Смонтируйте. Посмотрите, что и почему получилось хорошо, а что получилось плохо. Повторите. И так далее.
Но ведь настоящий профессионализм приходит только с опытом. Как вы относитесь к молодости, к тем, кто является основным потребителем кино сегодня?
Пока вы молоды, вам нравятся конфеты, сладкая вата поп-культуры. Когда вы становитесь старше, вам необходимы вещи, которые вас насыщают. С детства вас учат быть прилизанными, быть прикольненькими, быть клевыми. Но это всё лишь маски. В нашем с Еленой фильме мы пытаемся сорвать эти обличья и обнажить правду.
Ваш проект с Еленой — это не первая ваша работа в российском кинематографе, так?
Нет. Одним из российских проектов, над которым я работал, был сериал «Екатерина» продюсера Александра Акопова. Было очень интересно им заниматься, плюс, так совпало, что в Америке вышло несколько книг о Екатерине Великой, которые я начал перерабатывать, чтобы помочь в написании сценария. Я связался с Акоповым, который нанял меня, и отдал ему свои заметки. Он был счастлив, в отличие от русского сценариста, который меня заочно ненавидел просто потому, что я американец. А Акопову было всё равно: его интересовал только качественный материал. Он взял мои заметки и переписал сценарий «Екатерины» — поэтому я уважаю Акопова, он не вешает ярлыки «русский», «американец». Он смотрит в корень, ищет качество. Вот увидите, такой подход даст российскому кино доступ на американский рынок.
Вы, как никто другой, знаете, что нужно не только американскому, но и российскому рынку — вы работали сценаристом сериала «Секретные материалы», популярном, кажется, везде. Скоро выйдет новый сезон, 25 лет спустя. Расскажите, что вам известно.
Крис Картер, придумавший «Секретные материалы», сделал невероятное — он собрал аутентичную команду сценаристов, которые работали ещё над первым сезоном сериала. Крис уговорил Дэвида Духовны и Джилиан Андерсон снова сыграть вместе, и они ни на секунду не постарели: выглядят просто великолепно. Поймите, это будет тот же самый сериал, но 25 лет спустя — это же невероятно! Я бы с радостью рассказал, что они снимают. Я был на площадке. Знаете, где правда? Правда всегда внутри вас. Помните, что хорошая история всегда основывается на любви.
Есть еще один гиперпопулярный сериал из прошлого, над которым вы тоже работали — часть научно-фантастической саги Star Trek. Вы помните этот период?
Дело было так: я написал несколько частей сценария для сериала Star Trek: Enterprise. Потом мне назначили встречу, чтобы взять в команду сценаристов надолго и назначили её на 11 сентября 2001 года. Я помню, как сел в кафе перед встречей и увидел по телевизору катастрофу. Я сидел, смотрел и думал: «Это по-настоящему? Это не выдумка? Не монтаж?» А потом башни стали падать. Компания Paramount Pictures, снимавшая Star Trek, закрыла свои двери для посетителей в тот день почти на полгода. И когда мне вновь назначили собеседования, я уже был с головой загружен другими проектами.
Что вы можете сказать о сценарии научно-фантастического фильма? Каким он должен быть?
У тех, кто пытается написать научно-фантастический сценарий, есть одна общая проблема: они не привязывают свои истории к действительности. Если вы будете писать только о фантастических мирах, но не будете уходить глубже в их суть, ваша история не сможет захватить умы зрителей. Вы можете запихнуть по взрыву в каждый кадр, но это никого не тронет, поверьте. В этом проблема подавляющего большинства американского кино. Возьмем, к примеру, серию фильмов «Трансформеры» — там взрывов столько, что создается впечатление, что ты преступник, которого пытается оглушить и взять в плен ОМОН. А потом ты выходишь из кинотеатра, а внутри тебя ничего нет, ты ничего не чувствуешь. Настоящему кино не нужны взрывы, не нужен оглушительный саундтрек.
Может быть, дело в том, что научная фантастика умерла, как жанр?
Научная фантастика не мертва. Мы, люди, обеспокоены будущим нашей планеты. Наше понимание Вселенной растет с каждым днем, потому что мы получаем новые снимки из космоса, новые результаты исследований и так далее. Мы хотим знать, что будет с нами через 100 лет, через 200 лет. Что мы должны сделать, чтобы оставить грядущим поколениям живую планету — вот в чем вопрос. В своих лекциях я часто обращаюсь к мультфильму «Валли», потому что это не только развлекательный проект, это фильм, обращающийся к самой важной проблеме современности — загрязнению окружающей среды. Эта проблема не ограничивается государствами, нациями, она имеет отношение к каждому из нас. И мы должны это осознать, иначе это приведет к катастрофе.
И, напоследок, какие у вас любимый фильм и любимый сериал?
Мой любимый фильм — «8 1/2» Феллини. А мой любимый сериал — «Во все тяжкие».