Кандидаты на вылет: какие автомобили могут покинуть российский рынок
В 2016 году увядающий спрос на автомобили серьёзно сократит ассортимент новых машин у дилеров.
За 2015 год продажи некоторых популярных моделей в нашей стране снизились до критически низких значений, из-за чего уже в ближайшие месяцы эти автомобили могут покинуть рынок. Лайф проанализировал статистику за 2015 год, предоставленную аналитическим агентством "Автостат инфо" и подготовил список машин, которые могут исчезнуть с российского рынка в ближайшее время.
За кризисные 2014 и 2015 годы продажи новых автомобилей в России суммарно обвалились на 58%, до 1,6 млн шт. С отечественного рынка ушли не только некоторые модели, исчезли целые марки. Например, концерн GM убрал Opel и сократил модельный ряд Chevrolet, несмотря на наличие в линейке таких бестселлеров, как Chevrolet Cruze (7,5 тыс. шт. за 2015 год) и Opel Astra (6,6 тыс. шт.). Россию покинули украинские ЗАЗ и "Богдан", китайские бренды Great Wall, BYD и JAC, а также тайваньский Luxgen. И это ещё не предел.
Ravon Matiz
Среди наиболее пострадавших — сегмент субкомпактных автомобилей, а узбекский бюджетник Ravon Matiz оказался в числе лидеров падения в этой категории. За прошлый год его продажи упали на 83%, до 1095 машин. Несмотря на то что Matiz предлагается по цене от 314 тыс. руб., узбекской компании всё труднее заинтересовать российского покупателя малолитражкой. Компанию "Матизу", очевидно, составит его соотечественник, бывший бестселлер российского рынка седан Nexia (от 450 тыс. руб.): за год его продажи упали до 351 шт. (-94%)
Lada Kalina (хетчбэк)
Машины "АвтоВАЗа" традиционно пользуются хорошим спросом у россиян. Однако у Lada Kalina в кузове хетчбэк (от 435 тыс. руб.), очевидно, карьера идёт на спад: за год продажи снизились на 68% до 8,3 тыс. шт. При прочих равных клиенты "АвтоВАЗа" предпочитают брать более вместительный универсал Kalina (от 447 тыс. руб.), продажи у него хоть и снижаются (25,3 тыс. шт. (-32%)), но не с такой стремительной скоростью.
Peugeot 308
Общий спад продаж у Peugeot особенно драматично сказался на хетчбэке 308 (266 шт., -57%). Причина небольшого интереса к автомобилю весьма прозаична: начальная цена составляет 1,3 млн руб. Французы не стали производить эту модель С-класса на своём калужском заводе, а посему вынуждены платить высокие таможенные пошлины и утилизационный сбор. В результате 308 не выдерживает конкуренции с другими более дешёвыми автомобилями своего класса. Проигрывает он и более габаритным кроссоверам ценой до 1,5 млн руб. Компания Peugeot может сократить свой модельный ряд в ближайшее время.
Citroen С-Elysee
Может попрощаться с Россией и Citroen С-Elysee (293 шт., -81,5%). Модель, которую французская компания изначально позиционировала как бюджетную, подкосил кризис. Покупательная способность клиентов упала, а стоимость машины, наоборот, продолжала увеличиваться. В итоге сейчас C-Elyssee уже никак нельзя назвать доступным, базовая комплектация седана стоит 779 тыс. руб.
Renault Megane
Компания Renault уже обмолвилась об отставке до лучших времен с российского рынка хетчбэка Megane (850 тыс. руб.). В 2015 году было продано 763 экземпляра, что на 80% меньше, чем в 2014 году. Вслед за коллегой по С-классу с большой долей вероятности может последовать и седан Fluence (от 870 тыс. руб.). Его продажи обвалились за год на 81%, до 1695 шт. Помимо кризисных явлений на Fluence давит и то, что производящиеся в России седаны класса В+, немногим проигрывая в размерах, теснят С-класс за счёт более выгодного предложения.
Volkswagen Beetle
Volkswagen Beetle с большой долей вероятности исчезнет с нашего рынка в конце 2016 года. Современную реинкарнацию легендарного "Жука" решено снять с производства в 2018 году. Учитывая тот факт, что за весь прошлый год был продан всего один Beetle (по сравнению с 64 экземплярами в 2014-м) можно смело утверждать, что большого числа покупателей в России модель уже не найдёт. Кроме того, с 2017 года обязательным условием для продажи любого нового автомобиля в нашей стране станет наличие системы "ЭРА-Глонасс". Оснащать ей машину, одним колесом уже сошедшую с конвейера, нет смысла.
Mazda 3
Компания Mazda в прошлом году продала 2,5 тыс. экземпляров Mazda 3, что на 82% меньше, чем в 2014 году (14,2 тыс. шт.). Спрос на когда-то популярный автомобиль резко снизился, и не в последнюю очередь это произошло из-за слишком высокой для этого класса цены. Стоимость базовой версии Mazda 3 составляет 1,1 млн руб, за эти деньги можно, к примеру, приобрести более вместительный кроссовер Nissan Qashqai. В нынешних условиях "трёшка" просто не выдерживает конкуренции с паркетниками. При дальнейшем падении продаж компания Mazda вполне может вывести с рынка свой самый доступный автомобиль.
Alfa Romeo Giulietta
Печально обстоят дела в России у итальянцев из Alfa Romeo. Самой продаваемой моделью туринской компании в 2015 году стала Giulietta, было реализовано 37 автомобилей, что на 55% меньше, чем в 2014 году (83 шт.). С другими двумя моделями Alfa Romeo ситуация ещё хуже: их суммарные продажи в 2015 году не превысили отметку в 14 автомобилей. Очевидно, что уход марки с российского рынка не за горами. Хотя продукцию Alfa Romeo нельзя назвать эксклюзивной, массовой её тоже не назовёшь. Для подобного автомобиля цена Giulietta невелика — от 1 млн руб.
Fiat Punto
Ещё одна итальянская марка с историей — Fiat — сейчас представлена в России всего двумя моделями. И если компактный хетчбэк Fiat 500 ещё может остаться в продаже в качестве имиджевого автомобиля, то Punto (от 700 тыс. руб.) ждёт незавидное будущее. В 2015 году не продано ни одного автомобиля этой модели. В 2014 году Punto также не блистал: реализовано всего 38 автомобилей. На сайте производителя информация о машине присутствует, но модель продаётся со значительными скидками. Это может означать то, что компания распродаёт остатки и выводит Punto с российского рынка.
Suzuki Jimny
Маленький внедорожник Suzuki Jimny (от 989 тыс. руб.) уже очень долго живёт на рынке без изменений, и, похоже, пришла пора с ним расставаться. За прошлый год было продано всего 329 машин (-74%). Несмотря на утилитарность и компактные размеры Jimny всё меньше привлекает клиентов, и кризис только усугубил его положение.