Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
24 февраля 2016, 11:05

Бу Андерссон: Лучше делать правильно, чем быстро

Президент "АвтоВАЗа" - о взаимоотношениях с акционерами, ошибках и новых вызовах

Президент "АвтоВАЗа" Бу Андерссон покидает компанию. Совет директоров примет его отставку 15 марта. Осенью прошлого года, когда он еще не  знал, что его уволят,  мне удалось пообщаться с ним. В этом интервью он рассказал о том, чем будет заниматься после АвтоВАЗа, какие ошибки он допускал и что, возможно, сделал бы по-другому.
Об ошибках
"Когда 9 января 2014 года я пришел на "АвтоВАЗ", то немного знал об этой компании, потому что до последнего дня 2013 года работал на ГАЗе. Меня “попривествовали” критической статьей в местной газете Тольятти. Мне показалось, люди не хотят изменений. Но потом, работая на заводе, я быстро понял , что рабочие готовы к переменам. Мы стали проводить встречи ежедневно в 7 часов утра, сопоставлять показатели, разделили завод на 11 участков и я почувствовал, что стало легче. В апреле-мае мы улучшили рабочие места. В первый год был очень трудно, но я чувствовал поддержку рабочих - это мое первое впечатление.
Если бы я мог повернуть время вспять, то все делал бы то же самое. Но, возможно, я по-другому бы рассказывал о наших целях и задачах - больше и проще, и еще больше общался с рабочими. Я командный человек. Мы прошли большой путь по улучшению операционной эффективности на сборочном производстве. Повысили качество  наших автомобилей -  Granta, Kalina, Priora,  Lada 4х4 -  горжусь тем, что делаем автомобили Kalina Сross, Largus Cross. Мы видим хороший запуск Lada Vesta и Lada XRay. Но пока рано говорить об успехе. Я больше ожидал  помощи от дилеров и от поставщиков. Может быть, здесь я сделал какие-то ошибки".

Фото: www.instagram.com/gre_car

О задачах
Cовет директоров поставил три среднесрочных цели. Первая – это достижение 20% доли на российском рынке. Это больше всего волновало в январе  2014 года. Cейчас кажется легко достичь этого показателя (2015 год АвтоВАЗ закончил с долей на рынке 16,8%; +1,3% к 2014 году - примечание автора).
Вторая цель – положительный денежный поток. Мы по-прежнему инвестируем много денег. Это один из самых больших вызовов. И, наконец, самый большой вызов  - 6% операционной прибыли. В лучшие годы на ГАЗ было 10% операционной прибыли. В 2014 году я об этом не беспокоился. Теперь же мне это кажется чрезвычайно трудным, но достижимым. Это наши стратегические цели, вокруг которых мы строим наш план работы.
Во-первых, нам надо сосредоточиться на операционных показателях – улучшении планов, структуры управления,  повышении качества продукции, вовлечении людей. Второе, это наше портфолио. Мы ведь не делали раньше ни Vesta, ни XRay. Первый автомобиль Vestа  появился в сентябре 2014 года, а первый  XRay - в мае 2015 года.
Я не ожидал, что рубль будет так слабеть. Слабый  рубль это иногда преимущество, но сейчас - недостаток. У нас например несколько турецких поставщиков запчастей. Наши российские поставщики покупают в Турции две тысячи деталей. У нас были проблемы на границах между Румынией и Украиной, между Польшей и Россией. Это нормально, все решаемо. Но мы сталкиваемся с большим количеством проблем, чем ожидали. Любая неопределенность в экономике, например, евро по 81 рубль и наши поставщики начинают нервничать.

Фото: www.instagram.com/allnewlada

О прибыли
Результаты за первое полугодие 2015 — были хуже, чем я ожидал, и в основном по трем причинам. Объемы продаж оказались ниже, а рост цен при закупках у поставщиков — выше, чем мы планировали. И чтобы стимулировать продажи в мае и в июне, нам пришлось делать скидки от 20 тыс. до 30 тыс. руб­ за автомобиль, что обошлось компании в полмиллиарда руб­ в месяц.

Фото: www.instagram.com/allnewlada

О ценах
Люди спорят, правильная ли у нас ценовая политика. Говорят, что цены нам устанавливает Renault-Nissan, потому что мы часть этого альянса. Это не так, мы сами устанавливаем цены. Смотрим сегмент за сегментом, какими они должны быть. Многое зависит от того, какие цены у наших конкурентов.
Сегодня мы регулируем цены очень быстро. Все, что можно локализовать - мы локализовали. Мы провели полную локализацию нового двигателя. Локализовали производство головки цилиндров, коленвала. Работаем с Renault над улучшением блока цилиндров. Это самая критическая часть двигателя. И ожидаем , что эта задача будет скоро выполнена. Это означает, что мы достигнем уровня локализации двигателя в 65% и при этом сократим на 10 тыс руб наши затраты, плюс логистические, плюс таможенные расходы. С другой стороны локализация частей коробки передач имеет очень мало экономического смысла, потому что это связано с большими инвестициями и относительно небольшими объемами производства.
О риске увольнения
В моем возрасте (16 октября 2015 году Бу Инге Андерссону исполнилось 60 лет) у меня нет  необходимости работать, и мне хотелось бы больше времени проводить с семьей и заниматься своими делами. Но я хочу помочь России и АвтоВАЗу. Если кто-то решит меня уволить, я с этим соглашусь, но увольнение не входит в мои планы.  

Фото: www.instagram.com/allnewlada

О личных предпочтениях
Мне очень нравится ездить на Vesta, у меня любимая Vesta c двигателем 1,8 и механической коробкой передач. На ней круто ездить, чувствуешь скорость, это очень безопасный автомобиль, у него хорошая дорожная динамика. XRay - другой. У него хороший обзор, в нем кофмортно.
О поставщиках

Если посмотреть на 2014 и часть 2015 года, то мы потеряли 50% выручки, живем на рынке, который по показателям идет вниз (в 2015 году падение российского авторынка составило 35,7%). При этом продажи LADA упали на 31%, но доля рынка выросла. 2015 год "АвтоВАЗ" закончил с долей на рынке 16,8%. Мы сократили много затрат, но этого недостаточно, мы все еще продолжаем терять деньги и будем проводить списания. 
Есть два варианта: либо становиться конкурентными вместе с нами, либо продолжать работать, как сейчас, но уже без нас. Судите сами, затраты на заработную плату всех сотрудников «АвтоВАЗа» составляют 22 млрд руб­лей в год, а нашим поставщикам мы платим в год по 140 млрд руб­лей. Таким образом, получается, что снижение или увеличение затрат на закупки у поставщиков всего лишь на один процент равно полной зарплате за год для 6 тыс. наших рабочих.

Фото: kremlin.ru

О прогнозе на 2017
Я хочу поблагодарить господина Путина и российское правительство за поддержку. Я работал во многих странах и хочу сказать, что правительство очень правильно делает, поддерживая отечественную автопромышленность. Большая доля автомобилей Lada, продаваемых в РФ в 2015 году продаются по госпрограмме утилизации. Многие думают, что в 2016 году на рынке  будет продано 1,3 млн новых машин, кто-то 1,0 млн, лично я думаю, что 1,3 млн. Это реалистичная цифра, зависящая от цен на нефть и общей ситуации. Надеюсь, 2015 год это дно, и потом российский авторынок вернется к росту.
Это поможет позиционированию Lada. Мы будем продолжать продажи наших традиционных Lada – Granta, 4Х4, затем мы хотим расти в сегменте, в котором конкурируют Lada Vesta, Cross, Xray, Xray Cross. Я не вижу конфликта между ними. У нас очень большая доля  рынка в регионах. Мы возвращаемся к росту в Москве и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге очень популярна Lada Largus. Надежный, прочный автомобиль в котором много места. У него конкурентная цена. Когда я бываю в Петербурге, то встречаюсь с поклонниками Largus, они всегда говорят спасибо! Еще один момент. Если взять статистику, то средний возраст автомобиля в России сегодня 14 лет, а средний возраст импортного автомобиля 10 лет. У российского автомобиля - есть потенциал роста.

Фото: www.instagram.com/allnewlada

Об экспорте в Европу
Меня часто критикуют за замедление экспорта. Возможно. Но экспорт дает один шанс. Если вы ошиблись, вы все потеряете. Правильно?  Во-первых, надо иметь правильный продукт, до октября 2015 года мы получали 6 европейских сертификатов, и это было дольше, чем мы ожидали. Ко многим компаниям, которые занимаются экспортом есть вопросы.  Я не хочу давать нынешнему импортеру машины, потому что это все равно что начинать жизнь с неправильной женой. Я хочу возобновить экспорт правильно: с правильным продуктом, с правильным партнером и с правильной рекламной поддержкой. Чтобы достичь показателей продаж,  лучше действовать шаг за шагом. Кто-то говорит, что мы медлим. Но лучше делать правильно, чем делать быстро.
 
Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar