"Супер-Бобровы" как симптом национального идеологического кризиса
Первая российская супергеройская комедия не смешит — но обескураживает и пугает.
В российском кинематографе никак не может прижиться формат супергеройского фильма. Идею о народном спасителе или мстителе, обладающем необычными для стандартного горожанина способностями, пытаются использовать в сюжетах новейшего времени. Стандартное копирование "Человека-Паука" с поправкой на "совковую ментальность" в виде "Чёрной Молнии" хоть и собрало денег, но было разгромлено как профессиональной, так и народной критикой. С тех пор супергерои по-русски появлялись только в мультфильме "Смешарики. Начало". Наконец, продюсеры, ответственные за сериал "Кухня", нащупали, казалось, формат, который примут в стране, больше всего любящей комедии.
Работница банка (Оксана Акиньшина) по финансовой нужде приезжает вместе с парнем Олегом (Павел Деревянко) в дом Бобровых. В ветхом жилище подозрительно большой площади живет отец семейства (Роман Мадянов), находящийся в розыске, престарелый дед (Владимир Толоконников) и трое детей: закомплексованная бухгалтерша (Ирина Пегова), тинейджер, любящий собак (Даниил Вахрушев из "Физрука"), и школьница (Софья Мицкевич).
После попадания в дом метеорита семья получает необычные способности, впрочем, классические для жанра: невидимость, телепортация, нечеловеческая сила, бессмертие и левитация. Единственное ограничение — все родственники должны находиться близко друг к другу, иначе дед сразу умирает, а другие герои становятся обычными людьми. Но в отечественных реалиях они применяют их не для борьбы с преступностью, а лишь для собственного обогащения и тщеславия. Они решают ограбить банк.
Из пренебрежения моральными и уголовными нормами в фильме даже выстраивается эдакая национальная идея. Мол, страна держится на таких семьях, использовать любую ситуацию в свою пользу — в российском менталитете, а концепция супергероев, помогающих соотечественникам, нежизнеспособна. Однако эта команда, никак не ограниченная физическими законами, могла бы как раз бороться со злом, на которое жалуется.
Так, герой Мадянова поджег на парковке чей-то "порш" на парковке в порыве зависти и с тех пор безвылазно сидит дома. Подросток-собачник пытается попасть в армию, несмотря на астму, потому что это его единственный шанс стать кинологом и вырваться из опостылевшего родительского дома. Со всем этим герои не пытаются бороться, а лишь манипулируют приехавшим к ним парнем старшей сестры. Семейная комедия, выстроенная на слабохарактерных и трусливых персонажах, чья мягкотелость всё время подчеркивается и обшучивается, почти не смешит. Идеологическая нагрузка заставляет думать, что наносной юмор добавлен продюсерами исключительно из соображений финансовой перспективы в прокате, а изначально планировалась глубокая драма с социальным подтекстом.
Шутки в самом деле смущают. Старик, профессионально сыгранный Толоконниковым, имеет навязчивую манию смерти. Он очень хочет умереть, пытается повеситься и даже на дело готов идти, только если все остальные оставят его наконец, позволив "встретить бабку". Вся семья издевается над несчастной героиней Пеговой, которая мечтает выступить на сцене и при этом не умеет петь.
Наконец, бросаются в глаза хвосты сценария. В семье отсутствует мать семейства, о ней никто не упоминает, хотя и её отсутствие, и её присутствие должно было на всех сказаться. Остаётся непродуманной природа сверхспособностей. Невидимость сказывается на одежде: если её постирать, то предметы одежды повисают в воздухе на героине Акиньшиной. Бессмертие старика почему-то распространяется на все его внутренние органы: он спокойно пьёт бензин, а затем курит. Суперсила девочки тоже туманна: она и железные балки гнёт, и камни раскусывает.
Комедии с трудом скрещиваются с дорогими фантастическими фильмами. Первый российский опыт обескураживает: оказывается, если стать сверхчеловеком, то верх над тобой всё равно возьмут проблемы российской семьи и общества. Улетай, здесь уже никому не помочь.