А на левой груди - профиль Сталина...
В истории Гулага известен только один случай, когда расстреляли обладателя наколки с изображением вождя всех времен и народов - перед экзекуцией зэку срезали тату штыком
Наколки с изображением Ленина и Сталина на груди уберегли от неминуемой смерти десятки заключенных в Советском Союзе - стрелять в вождей у тюремщиков не поднималась рука. А пошла эта традиция - украшать тело спасительными татуировками - со времен, когда человечество жило родоплеменным строем.
Когда-то вождям, претендующим на наследственное правление, рисовали на теле тотем племени - это был знак власти и одновременно «охранительный талон», спасающий в трудную минуту. Как правило на грудь или бедро наносилось изображение животного. Убить человека с тотемом племени, было невозможно, поскольку злоумышленник становился как бы убийцей всего рода.
Эта традиция, кстати, нашла отражение в приключенческой литературе. Индейца Ункаса, сына Чингачгука в романе Купера «Последний из могикан» спасает от неминуемой смерти изображение черепахи на груди - тотема племени. Делавары, которые сначала хотели убить Ункаса, в ужасе падают ниц, а потом провозглашают его вождем.
Похоже развивается ситуация и в романе Хаггарда «Копи царя Соломона». Кукуанские воины, увидев на бедре подозрительного пришельца Амбопы знак священной змеи, не только не убивают его, а провозглашают королем и помогают свергнуть тирана Твалу.
Впоследствии татуировки на теле утратили сакральный смысл, но как«охранительный талон» не раз спасали жизнь их обладателям. И пошло это еще с царской каторги, когда каторжане стали рисовать на груди симпатичные женские головки, веря, что тюремщики их не застрелят - неблагородно стрелять в даму.
Позже, в 30-е-50-е годы двадцатого века, этот спасительный ход переняли узники Гулага. Многие воры в законе накалывали себе на груди татуировку Сталина и Ленина, чтобы избежать казни - экзекуционные команды трусили стрелять в изображения вождей, и рецидивисты оставались жить.
Если зэк колол себе профиль Сталина на груди, – это означало, что он готов «пойти к зеленому прокурору», проще говоря, уйти в побег. И когда его настигала поисковая команда, он рвал рубаху на груди – стреляйте! В профиль вождя и учителя, разумеется, никто бы стрелять не стал, зэка били смертным боем, но оставляли в живых. Некоторые кололи себе на груди целый иконостас – Маркса, Энгельса, Ленина, но в центре обязательно должен был быть Сталин.
Отметим, что портреты Ленина и Сталина на груди не всегда спасали заключенных. Правда, официально зафиксирован только один такой случай. Документы свидетельствуют, что начальник барнаульской тюрьмы Свиридов в январе 1938 года, будучи свидетелем подобной сцены, приказал подчинённым винтовочным штыком срезать с груди заключённого кожу с изображениями вождей, после чего тот был расстрелян.