Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
18 мая 2016, 16:36

Прокуратуру просят проверить законность штрафов за лайтбоксы на такси

Сотрудники ГИБДД начали активно штрафовать водителей такси за установленные на крышах машин «световые коробы» с рекламой и аннулируют регистрацию автомобилей

С начала года двум крупнейшим компаниям такси «АСАП ТК» (такси NEXI) и «Формула такси», работающим в Москве, сотрудники ГИБДД выписали десятки штрафов за установленные на машинах такси «световые коробы» - лайтбоксы, а также аннулировали регистрацию 19 машин такси. «АСАП ТК» (такси NEXI) направила обращение в прокуратуру Москвы, чтобы проверить обоснованность и законность сотрудников ГИБДД, которые считают установку рекламных световых коробов изменением конструкции автомобиля, влияющим на безопасность дорожного движения. Компания «Формула такси», в свою очередь, готовит документы в суд, чтобы обжаловать аннулирование регистраций машин такси. Об этом Lifenews рассказали гендиректора компаний такси Александр Стариков и Богдан Коношенко.

В заявлении в прокуратуру Москвы от компании «АСАП ТК» (Nexi, автопарк около 4 тыс. автомобилей), с которым ознакомилcя Lifenews, указывается, что с 1 января 2016 года сотрудниками ГИБДД было составлено 61 протокол по ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ в отношении водителей такси – управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена. За это водителям выписывают штраф на 500 рублей.

«Световые коробы», по мнению сотрудников ГИБДД, являются внесением изменений в конструкцию автомобиля, влияющую на безопасность дорожного движения, следует из обращения в прокуратуру. Гаишники ссылаются на экспертную оценку специалистов государственного научного центра РФ ФГУП «НАМИ», в соответствии с которой «источник света зеленого светофора может быть воспринят как разрешающий сигнал светофора» и «при длительном движении в потоке за таким транспортным средством или стоянке в пробке происходит частичное ослепление водителя автомобиля, находящегося сзади», рассказывают в компании такси.

«В дальнейшем должностные лица УГИБДД ГУ МВД России по городу Москве, не разъясняя водителям о необходимости в течении 10 дней, устранить якобы нарушение, то есть убрать опознавательный фонарь, и представить автомобиль к осмотру в отделение ГИБДД, не уведомляя компанию, в одностороннем порядке аннулируют регистрацию автомобилей и объявляет их в розыск. При обнаружении такого автомобиля в городе снимаются государственные регистрационные номера, а автомобили отвозятся на штрафстоянку. В настоящее время у компании имеется 15 автомобилей, у которых аннулирована регистрация, они не могут эксплуатироваться, - следует из обращения в прокуратуру. – Сложившаяся ситуация негативно влияет на осуществление деятельности предприятия».

Гендиректор ООО «Евротранссервис» (бренд «Формула такси») Богдан Коношенко рассказал Lifenews, что компания также не согласна с правомерностью действий сотрудников ГИБДД, привлекающих к ответственности за лайтбоксы. Свои права «Формула такси» решила отстаивать через суд.

- В феврале этого года на механика-сотрудника нашей компании, выпустившего автомобиль с лайтбоксом на линию был выписан штраф уже как на должностное лицо – 5 тыс. рублей. Мы с этой позицией не согласны и уже подали документы в суд, чтобы обжаловать вынесенный сотрудниками ГИБДД штраф. Документы переданы в Чертановский суд Москвы. Также мы готовим документы в суд для аннулирования регистрации у автомобилей – с 1 января 2016 года сотрудники ГИБДД аннулировали регистрацию у четырех автомобилей. Штрафы по 500 рублей выписано уже несколько десятков, мы их выплачиваем из средств компании. Но так как их оформляют именно на водителей, то обжаловать их проблематично, потому что иск необходимо подавать от лица каждого водителя, - рассказывает Коношенко. – У нас много вопросов к ГИБДД, к тому же логика сотрудников правоохранительных органов по аннулированию регистраций не последовательна и не понятна. Штрафов за лайтбоксы на машинах такси значительно больше, чем лишенных регистраций автомобилей. Причем все решения об исключения автомобиля из реестра были приняты только сотрудниками одного управления ГИБДД по Москве, расположенного на улице Твардовского. Об аннулировании регистраций мы узнаем из базы данных, никаких уведомлений мы не получаем.

Коношенко подчеркнул, что заключение «НАМИ», на которые ссылаются представители ГИБДД при вынесении штрафов, носит рекомендательный характер. При этом «НАМИ» является заинтересованной структурой, утверждает он. 

- Лайтбокс не является фонарем опознавательного цвета и в соответствии регламентом таможенного союза не требует сертификации. «НАМИ» это признает, однако все равно считает, что установка лайтбокса – изменение конструкции транспортного средства. Для того, чтобы официально внести изменения в конструкцию автомобиля необходимо совершить несколько действий. Сначала физлицо или организация должна обратиться в ГИБДД, получить разрешение на внесение изменений в конструкцию транспортного средства. После этого обратиться в «НАМИ» и получить рекомендацию, как это правильно сделать, заплатив за это 5 тыс. рублей. Затем обратиться в сертифицированный сервис и получить там документы о том, что работы выполнены в соответствии с рекомендациями «НАМИ», а потом снова в ГИБДД и внести изменения в ПТС. При снятии автомобиля с учета ситуация становится ровно обратной также с участием «НАМИ», - поясняет Коношенко.

Отметим, что ФГУП «НАМИ» все же является не единственной структурой, где можно провести предварительную техэкспертизу о том что переоборудование возможно, техэкспертиза с изменением параметров транспортного средства и получить свидетельство о конструкции автомобиля. В Москве работают около 10 официальных центров сертификации, среди них одни из самых известных ФГУП «НАМИ», «НАМИ-ПТИА-Фонд» и «Трансдекра».

- В нашем таксопарке сейчас 4 тыс. автомобилей. Процедура регистрации изменений в конструкцию автомобиля стоит в пределах 5 тыс. рублей. То есть официальное переоборудование, исходя из заключения «НАМИ», таксопарка обойдется в десятки млн рублей, - говорит гендиректор «АСАП ТК» (такси NEXI) Александр Стариков. – При этом автомобили с такими опознавательными фонарями ездят с июня прошлого года и до последнего времени не было никаких проблем. Но главное, что требования к размерам опознавательных фонарей такси со стороны нормативно-правовых документов РФ не установлено.

В МВД и ФГУП «НАМИ» комментарий Lifenews не предоставили. Также, по информации Lifenews, заключение ФГУП «НАМИ» было направлено на имя замруководителя департамента транспорта Евгения Адамова в декабре 2015 года. 

- В заключении могут быть даны только выводы, каким образом можно квалифицировать установку лайтбоксов, является ли он световым прибором, обеспечивает ли его установка безопасность транспортного средства или не обеспечивает. Сотрудники ГИБДД поступают очень грамотно: если бы они сами начали устанавливать, что лайтбоксы влияют на безопасность дорожного движения, то можно было бы легко отменить любое вынесенное ими постановление о штрафе. Потому что инспектор ГИБДД не является экспертом. Сейчас же они прикрываются заключением ФГУП «НАМИ». К самим сотрудникам ГИБДД предъявить абсолютно нечего, потому что они действуют на основании заключения, а не по собственному мнению, - рассуждает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - Но у меня к экспертному заключению очень много вопросов, тем более если «НАМИ» является заинтересованной структурой. Каким образом наличие светового прибора на крыше влияет на безопасность транспортного средства? У меня такое впечатление, что это очень сильно притянуто за уши. К тому же установку лайтбоксов нельзя трактовать как изменение конструкции автомобиля, это всего лишь дополнение.

Травин также отметил, что процедура аннулирования регистрации автомобилей должна сопровождаться уведомлением собственника автомобиля. «Создается впечатление, что сотрудники ГИБДД слепо следуют требованиям инструкций, которые прописаны двусмысленны, непонятно дают широкое поле для фантазии», - отметил он.

Управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский утверждает, что владельцам таксопарков необходимо обжаловать постановления ГИБДД о привлечении к административной ответственности в суде.

- В рамках судебного производства следует заявить ходатайство о проведении технической судебной экспертизы транспортного средства, на рассмотрение которой поставить вопрос о том, является ли установка лайтбоксов изменением конструкции автомобиля. Эксперт будет предупрежден об административной ответственности за заведомо ложное заключение эксперта. На основании проведенной экспертизы суд должен будет вынести решение в зависимости от ее результатов, - полагает он.

В свою очередь, председатель правления НП «Гильдия автошкол» Юрий Лобарев рассказал, что к ним также обратились представители межрегиональной профсоюзной организации «Таксист», чьи водители были привлечены к ответственности за установку лайтбоксов на крыше.

- При этом световые короба - «лайтбоксы» используются легковыми такси в качестве опознавательных знаков согласно постановлению правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортм и городским наземным электрическим транспортом» и ГОСТ 25869-90 «Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования». Действия сотрудников правоохранительных органов вызывают много вопросов. Почему заключение НИЦ технической экспертизы ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» является основанием для действий сотрудников ГИБДД и какие испытания были проведены институтом для вынесения подобного заключения? – рассуждает Лобарев.

К тому же эксперт отметил, что практика штрафов за лайтбоксы пока распространяется только на автомобили такси. При этом подобные конструкции также в частности, используемые для доставки пиццы и суши, а также учебные транспортные средства, подчеркивает Лобарев.

В одной из компаний («Таксибокс»), продающих рекламные короба на автомобили, пояснили, что стоимость готового лайтбокса варьируется от 3,6 тыс. рублей до 7,2 тыс. рублей в зависимости от размера. Компания не занимается подбором рекламодателей, но может обклеить световой короб рекламной пленкой – стоимость 2 тыс. рублей. Потребует ли установка лайтбокса на крыше автомобиля внесения изменений в конструкцию транспортного средства со стороны собственника, в компании ответить затруднились.

По данным компании (General Box), занимающейся размещением рекламы на световых коробах, цена рекламы на такси зависит от количества задействованных автомобилей и сроке размещения. Например, если компания для своей рекламы хочет арендовать 100 световых коробов на срок от 1 до 3 месяцев, то каждый короб обойдется в 3,5 тыс. рублей, на срок от 4 до 6 месяцев – 2 тыс. рублей, от 7 до 12 месяцев – 2,5 тыс. рублей. При этом в стоимость не включено производство наклеек и монтаж рекламы.

Преимущественно на лайтбоксах на крышах машин такси размещается реклама агрегаторов – Gett и «Яндекс.Такси». Гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян отметил, что лайтбоксы имеют экономическое влияние, так как позволяют перевозчикам получать дополнительные рекламные доходы и впоследствии снижать тариф на услугу такси.

Компании-агрегаторы сами агитируют таксомоторные компании устанавливать на автомобилях лайтбоксы со своей рекламой, выдавая их бесплатно, рассказывает гендиректор компании «Новое желтое такси» Феликс Маргарян. Предполагается два варианта сотрудничества: либо агегатор выплачивает аренду за каждый лайтбокс около 2,5 тыс. рублей в месяц, либо снижает на 2 пункта процент с каждого заказа. Без скидки «Яндекс.Такси» берет с каждого заказа 13%, Gett – 15%. Лайтбоксы используются и для конкуренции компаний-агрегаторов между собой: так если на машине размещена реклама «Яндекс.Такси», то водителя отключают от заказов Gett и наоборот.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar