Жизнь после "Тангейзера"
Журналисты Лайфа побывали за кулисами Новосибирского театра оперы и балета спустя год после скандальной смены руководства.
С Владимиром Кехманом мы должны встретиться в его кабинете, просторном и довольно скромно обставленном. На часах 11 утра, но в приёмной директора театра ожидает уже много людей. Вскоре появляется и он сам — в уггах, серых спортивных штанах и светлой футболке. Временами он, не утруждающий себя дресс-кодом, выглядит непривычно смело для жителей Новосибирска, но самого Кехмана это, похоже, совсем не смущает.
Он знакомит нас с одним из своих старейших сотрудников — Семёном Иосифовичем Каплуном, первым замдиректора и главным инженером театра в 1956—2000 годах, который скоро отпразднует 90-летие. После этого Кехман энергично восклицает: "Отдел продаж, заходите!" — и начинает совещание по поводу реализации билетов.
Кехман пришёл в театр год назад, после скандала вокруг постановки оперы "Тангейзер". Через два дня после назначения он закрыл "кощунственный" спектакль, заявив, что "как человек верующий, крещёный, православный, как еврей" воспринимает его как оскорбление. За этот поступок Кехмана долго ругали в СМИ, называли цензором, а театральные критики даже объявили ему бойкот, который продолжается и сегодня.
Несмотря на все бойкоты, за первую половину 71-го сезона продажи билетов в театре выросли с 67 млн рублей до 110 млн рублей, средняя посещаемость — с 76,7% до 84%, а доля дешёвых билетов (до 550 рублей) за счёт специальных акций увеличилась на 15% на оперы и на 4% — на балеты.
Замдиректора театра по творческим вопросам Татьяна Гиневич, общительная и жизнерадостная женщина, работавшая и при прежнем директоре, говорит:
— С приходом Владимира Абрамовича в театре резко повысилась рождаемость! Такого раньше никогда не было, — Уточнить количество уже родившихся и ожидаемых в ближайшее время детей мы идём в режиссёрское управление к помрежу Валентине Цыганковой, которая по роду деятельности знает в этом театре практически всех.
По её подсчётам, в театральных семьях (без учёта работников цехов и хора) с апреля 2015 года появились или вскоре появятся на свет 12 детей, а в феврале у арфистки Татьяны Кучиной и тенора Владимира Кучина родилась даже двойня. "Скоро, видимо, придётся открывать свой собственный детский сад, как у Большого театра", — в шутку говорит помреж. Впрочем, в огромных помещениях Новосибирского театра найдётся место и для организации детсада.
Общая площадь здания театра составляет более 40 тыс. кв.м., а купол имеет диаметр 60 метров и высоту 35 метров. По словам инженеров, под этим куполом может целиком поместиться Большой театр. В здании так много лестниц и проходов, что там легко заблудиться: в одно и то же помещение можно попасть несколькими путями. Величественный зрительный зал решён амфитеатром и украшен 16 белыми скульптурами. Сцена огромна — она имеет глубину 30 метров. В театре есть просторный склад и даже собственные костюмерные и декорационные цеха.
Экскурсию по гигантскому театру для нас проводит Семён Каплун, проработавший здесь 44 года. Владимир Кехман стал восьмым директором, которого он видит на своём веку. Заслуженный работник культуры отмечает, что у Кехмана очень резкая манера общения, непривычная для сотрудников театра.
— Он может вызвать, условно, главного инженера, который не сделал что-то вовремя, и сказать ему: "До 16 часов сегодня не сделаешь — считай, что ты здесь больше не работаешь!"
Весь день Владимир Кехман проводит совещания и встречается с самыми разными людьми — от представителей проверяющих служб до дизайнеров.
— Почти никто ничего не может! Видите, даже с пожарными самому приходится общаться, — жалуется Кехман. Он всё время отвлекается на свои два айфона, чтобы читать сообщения, поступающие бесконечным потоком. — Вот пишут, что "Тоска" прошла хорошо.
— Но сегодня же была "Турандот", — возражаю я.
— Так у меня два театра, — смеётся в ответ Кехман.
Он возглавляет сразу две труппы: помимо Новосибирского театра, это Михайловский театр в Санкт-Петербурге, где изначально он был гендиректором, но с назначением в Сибирь стал худруком. По количеству возглавляемых творческих коллективов он уступает только Валерию Гергиеву, который умудряется совмещать работу худрука-директора Мариинского театра, имеющего филиал в Приморье, с руководством Мюнхенским филармоническим оркестром.