Госдеп США платит за шутки над Россией
Сарказм в адрес России обходится американским налогоплательщикам от $4 за штуку — юрист из Новомосковска стал партнёром заокеанских правительственных СМИ.
В феврале американский МИД (Госдепартамент) заявил, что Штаты потратят порядка $4 млрд на борьбу с "российской агрессией" — это не только военно-экономическая поддержка соседей России, но и информационная работа. С пропагандой разобрался Лайф: американцы будут активнее учить украинцев английскому, помогут россиянам обходить интернет-запреты Роскомнадзора, попытаются повысить доверие россиян к западным СМИ и придумают, как ещё влиять на лидеров мнений.
Оказалось, что это влияние уже изучают на аудитории "Лентача" — это популярное сатирико-новостное сообщество "Вконтакте". Его владелец, 32-летний Марк Шеин, — юрист из Новомосковска Валерий Марков, он вообще-то готов издеваться бесплатно, но большие проекты долго энтузиазмом питаться не могут. Финансирование Госдепом в "Лентаче" особо и не пытаются скрыть — просто никто не обратил внимания.
В йели придётся возить меньше навальных
Планы изложены в документах Госдепа и подчинённого ему Совета управляющих по вопросам вещания (BBG). Это полностью подконтрольная Госдепу структура, в составе которой лично глава Госдепа, госсекретарь США Джон Керри; Совет отвечает за "Голос Америки", "Радио Свобода" и ряд их новых проектов. Характерно, что в своём запросе на 2017 бюджетный год (стартует 1 октября 2016-го) пропагандисты BBG ставят Россию и Китай в один ряд с ИГИЛ.
— ...Свободные СМИ невозможно представить без демократических преобразований, гражданского общества и управления, они подвержены злоупотреблениям со стороны недемократических игроков, таких как Россия, ИГИЛ и Китай, — пишет BBG в конгресс.
Опрошенные Лайфом политологи заявили, что для американских властей свойственно культивировать образ внешнего врага как раз перед выборами (в этом году у Штатов будет новый президент) — и демонстрировать мнимое отставание Америки в тех или иных отраслях. Совокупный бюджет BBG вырастет с $749,6 до $777,8 млн.
Поэтому, помимо развития старых проектов (планируется расширить сотрудничество с РБК, "Эхо Москвы" и "Дождём"), BBG анонсирует новые. Так, на $15 млн будет запущено производство различного интернет-контента для "лидеров мнений следующего поколения / агентов влияния" (next generation influencers). За $3,5 млн "Голос Америки" и "Радио Свобода" расширят свои программные сетки, активизируют работу бригад из действующего цифрового департамента DIGIM, а ещё $1,75 млн пойдёт на исследования, в числе которых — поиск способов вовлечения российских лидеров мнений в пропаганду через социальные сети.
— В 2017 году социальные медиа станут ещё более важным ресурсом распространения новостей и информации, технологии опередили традиционную инфокоммуникационную инфраструктуру. Следующее поколение лидеров мнений всё больше зависит от мобильных социальных сетей, — констатируют пропагандисты из BBG.
Мы наблюдаем окончательный переход американской "мягкой силы" в онлайн. Самый релевантный по этой теме эксперт — экс-советник главы разведки США, бывший диссидент Дмитрий Михеев. С конца 1970-х до середины 1990-х он жил в Штатах и поначалу работал на радиостанции "Голос Америки". Затем — старшим научным сотрудником Гудзонского института, а в конце 80-х консультировал Рональда Рейгана по вопросам внешней политики США по отношению к СССР. Он объяснил, что подобные программы по лидерам мнений применялись и раньше, однако сейчас всё перешло в онлайн. Если ещё в 2010 году Алексея Навального приглашали по лидерской программе в Йель, то сейчас по большому счёту таких трат и не нужно.
— Это дань растущей роли Интернета. Раньше это были офлайновые проекты, когда приглашали людей. До начала 2000-х Интернета фактически не было, и эти люди помогали продвигать демократию. А сейчас в связи с растущей ролью Интернета появилась особая графа, посвящённая именно активным людям в блогосфере и социальных сетях. Без этого сейчас никак, — рассказал Михеев. — Идёт целенаправленная работа, "на вырост", выясняется, кто воздействует на молодое поколение, кто из них более активный, кто на них влияет. Это, я бы сказал, последовательная и долгосрочная игра на формирование будущих активных людей, лидеров, которые в теории будут продвигать американские взгляды. Раньше они этих "лидеров нового поколения" приглашали в Штаты: семинары, лекции о роли средств массовой информации, роли неформальных организаций, вопросы лидерства — выращивали своих навальных. Это были первые годы после развала СССР, и был большой поток будущих лидеров. Теперь туда будут приглашать только самых способных, чтобы вербовать наверняка.
Но пока что у американских СМИ в России есть проблемы. Им не верят — и доверия не хватает заокеанским медиа не только в России, но и на большей части постсоветского пространства. На сайте BBG в феврале опубликован отчёт исследовательской компании Gallup от 2014 года, по которому лишь 5% российской аудитории доверяют западным СМИ (и те же 5% не одобряют присоединение Крыма). На изобретение способов повышения лояльности россиян к госдеповским медиа BBG зарезервировало $0,25 млн.
Чтобы наращивать потребление нужного контента на Украине, местных будут лучше учить английскому:
— На российской периферии "Голос Америки" поддержит украинский Год глобального образования, распространяя популярные программы Learning English для повышения уровня знаний и облегчения контактов с Восточной Европой, — это цитата из заявки BBG на финансирование.
Но в России традиционные рупоры Госдепа для пущей надёжности отключили: станция "Голос Америки" лишилась частоты в 2014 году, "Свобода" прекратила вещание ещё в 2012-м. Но можно было обойтись и без этого: эти СМИ беспомощны из-за всем надоевшего монотонного депрессивного брюзжания а-ля 1986-й — примерно так же россияне потеряли веру в либеральные партии. Теперь "Голос" и "Свобода" перешли в Интернет и делают такие проекты, как Rus2Web и "Настоящее время", наконец вспомнив, что Советский Союз ржавел благодаря анекдотам.
"Лентач" — первый медиауспех Госдепа
В материалах BBG сатира как инструмент борьбы стабильно приводится в связке с "Настоящим временем", прямо с момента его запуска осенью 2014 года. Но "Настоящее время" старело, а шутить всё не получалось:
Бюджеты растут, сатиропродукция множится, но остаётся жалкой:
Постепенно в "Голосе Америки" и на "Радио Свобода", получающих бюджеты на "Настоящее время", начали понимать, что работают слишком грубо и аудиторию чувствуют слабо — ну не построить прорывной проект из наспех нанятых русскоязычных эмигрантов в Праге (здесь основные мощности "Свободы"). Оглядевшись, "Настоящее время" почти сразу заметило самый смешной паблик "ВКонтакте" — "Лентач" — и начало его периодически репостить.
В январе-феврале 2016 года администрация "Лентача" несколько раз объявляла о новом проекте "Шутки за 300" — но обыватель был начеку и сразу что-то заподозрил.
Подозрения оказались не напрасны: в первом же посте нового паблика "Шутки за 300" объявлен спонсор акции — звёздно-полосатое "Настоящее время".
Более того, "Настоящее время" через "Шутки за 300" даёт технические задания.
Например, шутка про прожиточный минимум появилась следом в основном "Лентаче", с сокращённой ссылкой на материал в "Настоящем времени".
Как известно, любые сколько-нибудь крупные сообщества "ВКонтакте" редко публикуют чужие записи даром — рынок рекламы в группах оценивается в сотни миллионов рублей. Ссылка на "Настоящее время" была установлена в числе партнёрских на странице "Шутки за 300". В общем, это полноценное партнёрство, в том числе финансовое — ведь нужно поощрять два десятка постоянно работающих авторов, при этом шеф "Лентача" просит журналистов не называть свой проект ни пабликом, ни СМИ, а "новым медиа".
— У нас есть люди из Казахстана, из Белоруссии, из Украины, из Соединённых Штатов Америки есть человек, — рассказал управляющий "Лентача" Марк Шеин в интервью на радио "Медиаметрикс" 18 марта этого года. — Минимальный охват одного поста — 200 тыс. пользователей ["ВКонтакте"], ежемесячный охват — около 7 млн. Чаще всего наш контент — это сатира. Сатира, юмор, ирония, издёвка.
Кстати, из-за осознания "Лентачом" своей исключительности недавно возник конфликт с администрацией соцсети — нежелание размещать рекламу через специальную биржу "ВКонтакте" привело к блокировке паблика на один день, 2 апреля 2016 года. Шеин было позвал читателей на страницу "Лентача" в соцсеть Facebook, но всем очевидно, что алгоритмы от братьев Дуровых в отечественном аналоге работают гораздо быстрее. В интервью 18 марта он заявил, что не хочет сотрудничать с биржей VK, так как она предполагает "тупые форматы" размещения рекламы, а склоняется к нативной рекламе — то есть той, которая мимикрирует под контент.
"...на Манежку бунтовать народ позову"
Жалея свою совесть, Шеин, улыбаясь, откровенно отвечает на вопрос ведущей о его причислении к "пятой колонне":
— Я пятая колонна, зарплату в Госдепе получаю, — на это заявление все смеются; психологи называют это сообщением правды в виде обмана. — Это всё шуточки шуточками, но… очень негативно отношусь к крайним либералам и крайним патриотам.
Выяснить, кто такой Марк, совсем несложно. Главные действующие лица старой редакции Lenta.ru, которые, собственно, и организовали "Лентач", а теперь издают "Медузу" в Риге, не могли не написать автобиографичную книгу "Дорогая редакция". В ней упомянуто, что сообщество "ВКонтакте" с полумиллионом подписчиков отдали лидеру из числа комментаторов Валере Маркову, у которого к весне 2014 года был аккаунт "Марк Шейн" (первый профиль был забанен). В книге говорится, что Марков "прославился множеством замечательных срачей, непримиримостью, злопамятностью и тем, что всё время позиционировал себя как гей".
Ночью 30 июня 2015 года пользователи анонимного форума 2ch.hk ("Двач") за пару часов нашли все основные факты биографии Шеина (оригинального треда не сохранилось, есть несколько копий). Благодаря тому, что в интервью тульскому порталу Myslo в 2014 году он назван туляком и ранее в комментариях на VK Марков не раз себя называл юристом — сразу "нагуглился" юрист из Новомосковска (Тульская область), а также судебные решения по Валерию Михайловичу Маркову, с адресом и датой рождения (28 марта 1984 года). Причём юридический стаж, возможно, у него больше, чем у Навального: в объявлениях указано, что Марков защищал права потребителей. Но специализация у ИП, зарегистрированного ещё в 2002 году, иная: торговля радио- и телеаппаратурой, издание газет, производство мебели, ремонт техники.
Свободолюбивый Шеин настолько скептичен по отношению к пенсионной системе, что годами не платил страховые взносы (и около 3 тыс. за ЖКХ) — к середине прошлого года в базе ФССП значилось несколько исполнительных производств, открытых в 2012—2015 годы, и за долг в 98 тыс. рублей он, скорее всего, стал невыездным. В картотеке арбитражных дел таких производств пять, с 2006 по 2012 годы. К настоящему времени Марков все долги оплатил, и в его профиле в "Одноклассниках" стоит место проживания "Котор, Черногория".
Интересно, что Марков в потоке обсуждения себя через свой аккаунт в Twitter — опять же в шутку — допустил вероятность "на Манежку бунтовать народ позову", но позже все свои сообщения на тему собственной деанонимизации удалил.
База отстроена — у "Лентача" теперь свыше миллиона подписчиков, в частности благодаря промо от самой соцсети "ВКонтакте" (предложенные подписки) — и пора захватывать "рудники на карте".
— Это будут городские новостные сообщества, то есть городская повестка крупных российских городов. В каждом из них будет свой собственный редактор в городе и редактор на месте. То есть мы планируем создать такую хорошую корреспондентскую сеть. "Лентач" получит оттуда новости регионов, о которых не пишут федералы, а эта сеть получит читателей "Лентача", — говорил Марков Mediametrics, отказываясь сообщать подробности: "Сайты пока не готовы".
Лайф узнал, что в ноябре 2015 года Валерий Марков зарегистрировал в Москве компанию "Оператор региональных медиа". Там он владеет 30% уставного капитала, остальное — в руках основателя проекта The Urban Rooms Антона Гангнуса. На его компании "Урбан румс" и "Рум медиа" зарегистрировано несколько десятков доменных имён вроде yalta-room.ru, voronezh-room.ru. Эта сеть региональных новостных сайтов запущена ещё в 2014 году, но успеха не добилась и перезапускалась в начале 2015-го.
По словам Маркова, сеть этих региональных медиа будет называться "Сейчас" (кстати, перекликается с "Настоящим временем") и рассказывать о важных региональных новостях — так что, возможно, "Урбан румс" ожидает ещё один перезапуск. Гангнус подтвердил нам партнерство с Марковым, но проект "Сейчас" обсуждать не стал.
Этот проект вполне вяжется с материалами BBG: в планах Совета есть создание региональной сети лидеров мнения следующего поколения, которые будут участвовать в "важных дискуссиях, которые приведут к позитивным изменениям".
"Работал и на государство"
В ответ на вопросы Лайфа Шеин прислал письмо:
На данный момент "Настоящее время" и "Лентач" не имеют совместных проектов. "Шутки за 300" были экспериментальным сообществом, и не показали необходимых "Лентачу" результатов. Мы планировали использовать их как коллективный инструмент сатиры. "Настоящее время "были в этом проекте спонсором и покрывали необходимые расходы. Никто этого не скрывает.
В среднем мы выпускали 4 шутки в день, 20 дней в месяц. В месяц спонсоры выплачивали читателям 20—30 тысяч рублей. Это очень маленькие деньги которые только сумасшедший может считать чем-то серьёзным. На данный момент проект находится в анабиозе, там размещается по 1 посту в день, настоящее время не имеют к нему никакого отношения. "Лентач" не имеет никаких финансовых связей ни с Госдепом, ни с Кремлём — так что всё, что вы писали, это всё в прошедшее время переведите. Объявления о найме редакторов в "Лентач" были, но в каждом из них мы писали, что денег тут нет.
Да вы вообще серьезно? Вы ничего не нарыли на "Лентач", кроме шуток за 300? Это же копейки, вы говорите сейчас о крупнейшем новостном сообществе в стране, нас читает 7 миллионов уникальных посетителей каждый месяц, один рекламный пост в таком сообществе стоит 120—180 тысяч. По вашему 20 тысяч рублей спонсорских денег — это то, что нас заинтересует?
По поводу моей деятельности юриста. Я много чем занимался в своей жизни. И это не единственная работа на которой я работал. Я занимался правом, журналистикой, рекламой в молодости работал даже официантом пару месяцев. Работал и на государство. Работа как работа, не сказать чтобы она меня вдохновляла, на жизнь хватало.
По поводу Urban Rooms вам следует поговорить с владельцами этих изданий. Я к ним отношение имею опосредованное. Но, насколько помню, они пишут много эксклюзива.
$12,5 млн на Бюро свободного интернета
Талантливый контент — это залог успеха, но что делать, если русские заблокируют доступ к замечательным материалам с помощью механизмов чёрных списков Роскомнадзора и им подобных методов? Замглавы российского подразделения американской антикоррупционной организации Transparency International Алексей Шляпужников после публикации расследования TI о квартире Дмитрия Рогозина (опроверг данные) заявил, что сайт организации "отключили в России, каким-то образом "поломав" записи DNS на оборудовании провайдеров; это как блэк-лист Роскомнадзора, но без решения суда".
Поэтому, как говорится в материалах BBG, будет усилена работа по созданию "свободного Интернета" — под этим совет подразумевает антицензорские программы по всему миру, "которые призваны уменьшить влияние авторитарных режимов на Интернет в своих странах и попытки государственного давления на Интернет". В 2017 году специально для этого на $12,5 млн планируется создать Бюро свободного интернета (Internet Freedom Office, IFO).
В документах работа IFO описана скупо, но понятно: будут найдены новые методы обхода ограничений доступа в Интернет — обещаны инструменты преодоления созданных государствами файерволов.
В России есть единомышленники и по этой программе — давно борется с блокировками, публикуя различные инструкции и решения, ассоциация "Роскомсвобода". Организация балансирует на грани собственной блокировки: 10 февраля этого года её внесли в чёрный список Роскомнадзора за информацию об анонимайзерах, способах шифрования трафика и обхода блокировок по решению Анапского суда; к 12-му числу спорные инструкции были перенесены на другие ресурсы, и сайт разблокировали.
В этой сфере тоже наметилась помощь со стороны американских властей — по меньшей мере четверым борцам за свободу был организован тур по США на несколько недель. Содержание тура и состав участников говорят сами за себя. Это издатель портала The Insider и оппозиционный активист Роман Доброхотов, диджитал-директор ТК "Дождь" Елена Кирюшина, с ними ездили руководитель "Роскомсвободы" Артём Козлюк, он же член правления РОЦИТ (отраслевая ассоциация, представляющая интересы интернет-пользователей), а также юрист "Роскомсвободы" Саркис Дарбинян (он же сопредседатель Ассоциации пользователей Интернета, глава Центра защиты цифровых прав).
На фото: Тематическая поездка группы оппозиционных туристов из России. На фото: Роман Доброхотов и Саркис Дарбинян с картонной Халлари Клинтон.
Демократический тур по десятку крупнейших городов на обоих побережьях включал в себя кроме стандартных достопримечательностей посещение калифорнийского университета в Санта-Барбаре, где изобретён прототип интернета — Arpanet, Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, офиса госсекретаря штата Колорадо (у каждого штата тоже есть госсекретари с букетом разных полномочий), законодательного собрания в Денвере, изучение системы открытого правительства в США, встречи с американскими журналистами в их редакциях (например, BuzzFeed, NBC Washington, Open Media Foundation) и проч.
***
По просьбам читателей, ссылки на бюджетные запросы BBG и Госдепартамента США:
www.bbg.gov/wp-content/media/2016/02/BBG_FY2017_Budget-Highlights.pdf
www.bbg.gov/wp-content/media/2016/02/FY2017Budget_ExecutiveSummary_2_25.pdf
www.bbg.gov/wp-content/media/2011/12/FY- 2017-Budget- Submission.pdf
www.bbg.gov/wp-content/media/2015/03/FY2016Budget_CBJ_Final_WebVersion.pdf
www.bbg.gov/wp-content/media/2013/09/FY-2014-CBJ.pdf
www.state.gov/documents/organization/252179.pdf
www.state.gov/documents/organization/236395.pdf