Колоски и урбанистика
Почему нужно с уважением относиться к обыкновенной траве — Пит Удольф, основатель и идеолог своего течения в ландшафтном дизайне.
Исторически в ландшафтном дизайне главенствуют два стиля: регулярный и пейзажный, а остальные (английский, французский, средиземноморский…) условно вытекают из них.
Регулярный стиль строится на принципах стремления к идеалу, симметрии, чистоте и порядку во всём. Он был очень популярен в Европе в XVII—XVIII веках, во времена научной революции, эпохи Просвещения, рационализма и всего того, что помогало познавать и контролировать и себя, и природу.
Когда появился второй стиль, пейзажный, точно не известно, скорее всего, он существовал задолго до регулярного и просто провозглашал: «Достаточно подчеркнуть уже существующую красоту этого места, но сильно не вмешиваться, ведь всё и так довольно гармонично».
Таким образом, философия базовых течений ландшафтного дизайна сводится к двум простым установкам в общении человека и природы: наслаждайся своим контролем над ней или наслаждайся её контролем над самой собой. И идеальным воплощением второго тезиса можно назвать творчество голландского дизайнера Пита Удольфа, которому исполняется в этом году семьдесят два.
Идеи, возникшие на протяжении его многолетней работы, вылились в отдельное направление — «Сады новой волны». Особую роль в этих садах играют многолетние травы, воздушные злаковые и нетребовательные цветы. Они обычно образуют плотный ковёр из расположенных рядом разноуровневых растений, где каждое отличается от соседнего по фактуре, форме листа и цвету. К тому же, Удольф специально так организует пространство в своих проектах, чтобы у человека не было необходимости постоянно в него вмешиваться: обрезать кусты, стричь ветки, регулярно пропалывать и удалять отцветшие соцветия…
Ещё одна примечательная особенность: Удольфские сады отчасти напоминают русский луг средней полосы, однако для одних это покажется недостатком, а для других — неоспоримым достоинством. И дело здесь не только во вкусе.
Владельцы частных участков, возможно, сочтут бессмысленной тратой времени разбивать у себя такую поляну, так как она слишком напоминает естественную ландшафтную картину, которую природа может нарисовать и без помощи человека.
При выборе декоративных элементов садоводы, скорее всего, остановятся на более сложных в содержании растениях и объединят их в миксбордеры или клумбы, требующие регулярного ухода. И это вдобавок к трудам над картошкой-помидорами-огурцами-петрушкой, от выращивания которых русскому очень трудно отказаться. Пит Удольф, описывая этот подход, говорил: «Много овощей, утилитарная направленность. Также в Африке: когда культура на низком уровне, а люди бедны, они используют любую возможность выращивать еду»*.
*Цитата из интервью С Питом Удольфом Сергея Калякина http://sergeyk.livejournal.com/29601.html
Другая картина открывается, если представить, что сады новой волны появятся в центральных частях больших городов, в наиболее урбанизированных районах, нуждающихся в озеленении.
Житель мегаполиса, в меру насладившийся контролем и даже успевший устать от него, будет рад найти в природе чувство свободы и естественной красоты. Ассоциативная параллель с нескошенным лугом в этом случае сыграет совсем другую роль.
В некоторых проектах в рамках больших городов Удольф создаёт целый квартал-сад, в других — среди стеклянных стен сажает в высокой траве коряжистые берёзы, обвивает офисные здания лианами или выстилает целые дороги вереска. Выглядит это завораживающе, а чтобы убедится, просто посмотрите: