Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Маленькая "лошадка" большого концерна

Фото: © Toyota Motor Sales, U.S.A., Inc.

Post cover

Самой популярной машине мира, проданной тиражом больше 40 миллионов экземпляров, исполнилось 50 лет.

В марте отпраздновала юбилей самая массовая модель японского автоконцерна Toyota – Corolla. За полвека было продано более 43 млн экземпляров и сменилось 11 поколений. До "Короллы" самым массовым автомобилем был Volkswagen Beetle, выпущенный тиражом более 20 млн экземпляров. Казалось, рекорд немецкой "букашки" уже не побить, но "Королла" перекрыла его достижение не только по масштабу, но и по значимости для автопрома, надолго задав стандарты качества для других массовых автомобилей.

В 1966 году, когда появилось первое поколение в кузове купе, никто не мог предположить, что машину ждёт большой успех. Основную роль в создании "Короллы" сыграл Татсуо Хасегава, тот самый главный инженер, определивший формулу бюджетного автомобиля Toyota. За пять лет до "Короллы" первой пробой пера на эту тему у Хасегавы был двухдверный седан Publica — невыразительная, но популярная малолитражка.

В те годы японцы только привыкали к тому, что автомобиль из роскоши превратился в средство передвижения. Резкий всплеск популярности "Короллы" объяснялся просто — наравне с седаном Datsun 1000 она была очень доступной и одновременно технологически более совершенной, нежели большинство недорогих авто того времени. Но одной только цены было мало, "Королла" выглядела намного современней других моделей Toyota: начиная с по-американски узкой радиаторной решетки (привет ГАЗ-24!), которая заменила огромную хромированную "пасть" у Publica, и заканчивая более обтекаемыми линиями кузова, форма которых была обусловлена возросшими скоростными характеристиками машины.

По сути, первая "Королла" представляла собой японские "Жигули" — недорогая заднеприводная машина с минимальным оснащением, которую мог позволить себе даже человек со средним доходом. Через два года Toyota сделала один из самых главных шагов в своей истории: вывела модель на рынок США. Стильная "японка" смогла покорить капризных американцев, и в этом было ключевое отличие "Короллы" от других недорогих машин марки.

Первая Toyota Corolla имела типичную для автомобилей тех лет компоновку: продольно расположенный мотор, карданный вал к заднему мосту, стойки типа McPherson в передней оси и рессоры — в задней. Забегая вперед, нужно подчеркнуть, что эта схема оставалась неизменной на протяжении четырёх поколений, лишь в 1983 году "Королла" обрела каноничную схему с передним приводом, двигатель с поперечным расположением и независимую подвеску задних колес. Эта формула и сохранилась до наших дней.

Toyota Corolla 2-4

Интересно, что некоторые спортивные версии автомобиля сознательно оставили заднеприводными, например, ставшее впоследствии культовым купе Corolla Levin (1980-х годов). Существовали также редкие полноприводные версии, например, универсал пятого поколения для североамериканского рынка.

Иномарка!

Жители России увидели первые "Короллы" с началом перестройки, и по большей части это были машины пятого поколения. Японские автомобили малыми партиями ввозили в СССР на торговых судах. Осели они преимущественно на Дальнем Востоке. Чаще всего покупали первые японские иномарки директора заводов, кооператоры, фарцовщики и особенно моряки, ходившие в Японию. Тут главным козырем было наличие пока ещё запрещенной валюты. Работник завода или инженер из НИИ такую машину себе позволить не мог. Цена подержанной "Короллы" доходила до 20—30 тыс. руб., а это стоимость нескольких "жигулей".

Для примера, зарплата инженера в СССР со стажем работы 3 года составляла около 150 руб. Деньги, конечно, бешеные даже по тем временам. Но после отечественных машин эти "японки", пусть и бюджетные, производили на советских граждан грандиозный эффект.

В начале 90-х годов седаны следующего (шестого) поколения "Короллы" стали официально поставлять в нашу страну небольшими партиями. Советский автопром только за 5 лет до этого освоил выпуск первого автомобиля с передним приводом — ВАЗ-2108. И даже по сравнению с этой новинкой Corolla выглядела пришельцем из другого мира. Чего стоили только двигатель с невиданным до того инжекторным впрыском или электрические стеклоподъемники.

Причины популярности "Короллы" в нашей стране были просты — надёжность, несравнимая с отечественными автомобилями, ремонтопригодность, комфортная подвеска, плавность хода и приёмистый мотор. Кроме того, передний привод тогда по большей части был в новинку, поэтому в плане управляемости "Королла" была вне конкуренции.

Космический рывок в плане покорения экспортных рынков совершило шестое поколение "Короллы" (1987 год). В Японии, США и Европе его сняли с конвейера ещё в 92-м году. А в Пакистане и ЮАР машина зажила собственной жизнью вплоть до 2006 года. Чем интересна была эта генерация? Машина не ломалась. Это было то удивительное время, когда надёжность была маркетинговым козырем не на словах. Отсюда и растёт феномен популярности этой модели.

Собственно, для "Тойоты" это был мощный клинч с крутыми немцами и американцами: низкомаржинальный автомобиль наращивал авторитет марки. Она замелькала на улицах Парижа и Лондона — немыслимый вызов для Volkswagen, Opel, Ford, Renault и Fiat, ведь тогда европейцы с усмешкой смотрели на азиатские автомобили.

Однако уже в седьмом поколении (появилось в 1991 году) "Королла" неожиданно провалилась по всему миру. Японцы поверили в себя и промахнулись. Слишком высокая, по сравнению с предыдущей версией, цена негативно повлияла на продажи. Покупатели оказались не готовы к такому маркетинговому ходу. Зато технически машина была на голову выше предшественницы. Кузов стал шире и вместительнее. А о её надежности говорит тот факт, что эту "Короллу" до сих пор можно приобрести.

"Королла" восьмого поколения (1995 год) технически была идентична предыдущей машине, а обновлённый дизайн вызвал много положительных отзывов. Вдобавок японцы нашли новый способ продвигать свой товар:

— Сегодня выигрываешь в гонках, завтра продаёшь, — гласил лозунг автомобильных менеджеров того периода.

На продажи влияли и успехи в автоспорте, который на тот момент ещё не утратил своей популярности. Несколько лет подряд подготовленная "Королла" участвовала в WRC, а в 1999 году компания Toyota заняла первое место в общем зачете автопроизводителей.

Успех сказался и на качестве: спортивные технологии перекочевали в следующую "Короллу", представленную в 1995 году. Машина впервые получила фирменную систему изменения фаз газораспределения под названием VVT-i. Применение этой технологии позволило увеличить мощность и снизить расход топлива одновременно.

С выходом девятого поколения (2000 год) внешний вид модели изменился кардинально: её словно надули. И за эти плавные округлые формы "Королла" получила прозвище "мыльница". Сперва необычный дизайн получил негативные отклики в прессе. Но имя сделало своё дело, а позже этому "дутому" стилю стали подражать и конкуренты. 

К тому времени концерн Toyota имел заводы почти на всех континентах. На вторичном рыке та машина до сих пор пользуется устойчивым спросом и занимает высокие места в рейтингах надёжности подержанных автомобилей.

Десятое поколение "Короллы" (2006 год) запомнилось тем, что хетчбэк и универсал выделились в отдельные модели — Auris и Verso соответственно. А седан стал внешне напоминать Camry — автомобиль бизнес-класса. В плане продаж машина стала рекордсменкой, но была и своя ложка дёгтя: за "тормозную" роботизированную трансмиссию Corolla и Auris подверглись жесткой критике со стороны прессы и клиентов. Перепрошивка "мозгов" коробки не спасла положения, автопроизводитель вынужден был отказаться от тугодумного "робота" 

Стиль нынешнего 11-го поколения (2012 год) кардинально отличается от обмыленных форм середины 2000-х годов. Это рубленый передок, узкая и вытянутая оптика и широкие бампера. Людям это нравится, в 2015 году было продано более 1,3 млн машин — это абсолютный мировой рекорд всех времен.

Впрочем, сейчас в России "Короллу" предпочитают покупать с пробегом. Начальная цена (891 тыс. руб.) ставит её в конкуренты с кроссоверами, которые предпочтительнее для многих граждан. Кроме того, дешёвые седаны класса В+ практически ничем не уступают "Королле", но стоят при этом намного меньше.

В России дебют нового поколения автомобиля ожидается в конце 2016 года. Автопроизводитель обещает ещё больше инноваций, включая систему слежения за разметкой, адаптивный круиз-контроль и ещё больше "дружбы" с гаджетами. C новой машиной японцы надеются реанимировать интерес россиян к своей маленькой "лошадке".

Выбор редакции

Loading...