Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Посмотреть видео можно на основной версии сайта

"Ростех" создаёт дизайн-центр для пылесосов и танков

Post cover

Новый дизайн-центр будет копировать бюро, присваивавшее товарам в СССР знак качества.

Российская госкомпания "Ростех" создаёт крупное бюро промышленного дизайна, которое займётся разработкой товаров от наручных часов и чайников до военной техники. Сумма инвестиций в проект может достигать 300 миллионов рублей. Дизайн будет создаваться как для своих предприятий (включая ВПК), так и для сторонних промышленных заказчиков в России и СНГ. Эксперты считают, что новому бюро будет трудно найти партнёров среди российских предприятий, так как рынок переполнен предложением.

Во-первых, в "Ростехе" не довольны тем, что сторонние дизайнеры не могут понять, что нужно сделать в рамках заказов госкорпорации, ведь до 2025 года госпредприятие планирует наладить выпуск широкого спектра товаров народного потребления. 

Директор департамента коммуникаций и стратегических исследований госкорпорации «Ростех» Василий Бровко. Фото: ©РИА Новости/Григорий Сысоев

— Сегодня разработка дизайна в нашей стране не соотносится с реальным производством. Это одна из главных проблем, которую мы будем решать в рамках нового дизайн-центра. "Ростехом" принята новая стратегия развития до 2025 года, которая предполагает выход на международные рынки технологичной гражданской продукции, — заявил директор департамента коммуникаций и стратегических исследований госкорпорации "Ростех" Василий Бровко.

По словам Бровко, работа дизайн-центра должна охватить десятки сфер производства, включая дизайн автомобилей, бытовой техники, электроники, медицинского оборудования и других направлений промышлености. Также концерн рассчитывает продвигать на рынках СНГ свои наработки в области робототехники, телекоммуникационного оборудования, информационных технологий, новых и перспективных материалов.

Помимо объектов военно-промышленного комплекса у концерна есть ряд предприятий, продукция которых может быть использована в гражданских целях. К примеру, дочерний ЦНИИ "Электроника" производит системы видеонаблюдения. В автомобильном секторе госкорпорация может предложить свои услуги аффилированным компаниям. У "Ростеха" есть доли в "КамАЗе" (49,9% акций), "АвтоВАЗе" (32,9%), совместном шинном предприятии с Pirelli (владеет 35%). В состав корпорации также входит "Химкомпозит", изготавливающий различную продукцию из полимерных композиционных материалов.

Бровко привёл в пример продукцию ВНИИ "Градиент", которое производит медицинские часы-прибор "Опека-03". Это социально-медицинский браслет с функцией часов, он также используется для измерения пульса, ЭКГ и определения момента падения человека в случае сердечного приступа. Информация автоматически передается в колл-центр или опекуну. В госкомпании отмечают, что часы важны для больных людей, но дизайн прибора отнюдь не способствует их коммерческому продвижению. Полный перечень гражданских товаров, которые планируется производить, собеседник не раскрыл.

В "Ростехе" утверждают, что новый дизайн-центр будет создан на базе Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). В советское время именно эта организация присваивала проектным бюро и предприятиям знак качества, выступая в роли своеобразного законодательного органа в области дизайна для любого производства.

Впрочем, в самом институте заявляют, что госкомпания не имеет никакого отношения к их деятельности.

— "Ростех" решил создать крупное дизайн-бюро ещё два года назад, но профессиональных дизайнеров из ВНИИТЭ никто к работе не привлекал. Теперь у нас возникают серьёзные проблемы, так как госкорпорация, по сути, создает клон нашего института, спекулируя нашим именем. Всё это происходит по-тихому, на связь с нами никто не выходил, — рассказал LifeNews замдиректора Института технической эстетики Александр Уваров. 

ВНИИТЭ был создан в 1962 году, став ведущей исследовательской организацией в области дизайна, которая присваивала предприятиям «Знак качества». Фото: ©РИА Новости/А. Чепрунов

ВНИИТЭ был создан в 1962 году как исследовательская организация в области дизайна, которая оценивала работу проектных бюро и производящих предприятий, присваивая им государственный знак для маркировки серийной товарной продукции высокого качества, — знак качества. Сегодня ВНИИТЭ уже такую роль не играет, основная его работа, заключается в разработке программ переподготовки и повышения квалификации, рассчитанных как на специалистов в области промышленного дизайна и эргономики, так и на специалистов из смежных областей науки.

Непосредственным руководителем ростеховского дизайн-центра будет назначен Зоран Репац, бизнесмен сербского происхождения, основатель российской дизайн-студии Zoran Design. В портфеле компании на сайте указаны работы только в области верстки документации. Среди заказчиков преимущественно российские компании: "Металлоинвест", "Мечел", "Уралкалий", "Ростелеком", "Норникель". Работы по промышленному дизайну у этой компании не представлены. Детально пообщаться с LifeNews Зоран Репац не смог, сообщив, что никаких конкретных планов и решений относительно будущих работ дизайн-бюро "Ростеха" у него пока нет.

Сумму инвестиций в этот проект "Ростех" также не раскрывает. По оценкам экспертов, на первом этапе запуск дизайн-бюро потребует примерно 100—300 миллионов рублей.

— Всегда есть один руководитель, координирующий все направления. Далее по иерархии следуют главы направлений, которые управляют дизайнерами, 3D-модельерами, визуализаторами и аналитиками. Менеджеры отвечают за поиск и распределение заказов. Численность персонала зависит от масштабов деятельности. К примеру, крупные автопроизводители обычно содержат дизайн-студии со штатом не менее 40—50 сотрудников. Что касается доходов дизайнеров в России, то у квалифицированных, опытных работников он составляет от 200 до 500 тысяч рублей. Но в сфере дизайна главные траты работодателя направлены на покупку лицензированных программ, стоимость которых может составлять сотни тысяч долларов, — рассказал создатель студии Slava’ Saakyan Святослав Саакян.

Эксперты считают, что новое дизайн-бюро не сможет сейчас конкурировать с дизайнерами-частниками, которые могут организовываться в подряд под конкретный заказ.   

— Я с трудом верю, что новый дизайн-центр сможет обеспечить себя достаточным количеством заказов. Сейчас на российском рынке уже работает множество профильных фирм, но и у них из-за кризиса дела идут не очень хорошо. Заказы на разработку потребительских товаров "провисают", поэтому заработать на этом будет очень тяжело. Боюсь, что это очередная инициатива по перекладыванию средств, даже если будут реальные заказы, то потребуется не менее двух лет, чтобы наладить весь процесс работы, — полагает российский дизайнер Владимир Самойлов.

Компании, работающие на российском рынке, уже имеют устоявшиеся связи с различными дизайн-студиями — как отечественными, так и зарубежными, а некоторые имеют штатных профильных специалистов. К примеру, представитель производителя российских часов "Победа" сообщил LifeNews, что в услугах нового дизайн-центра компания не нуждается, так как схема разработки новых моделей часов уже налажена.

— Мы уже более семи лет сотрудничаем с двумя российскими дизайнерами, которые отлично справляются со своей работой. Такого рода предложение вряд ли могло бы быть актуальным, — пояснили в пресс-службе Петродворцового часового завода.

Большой дизайн-центр "Ростеха", скорее всего, сконцентрируется на дизайне для ВПК, убеждена дизайнер Полина Конакова.

—У большинства российских производителей нет чёткого представления о том, как устроена отрасль дизайна. К сожалению, нередко принимается решение скопировать чужую продукцию. Так что многим производителям просто не нужны такие услуги. Надеюсь, что ситуация будет меняться, но в короткие сроки "Ростеху" не удастся завоевать рынок гражданских товаров, поэтому корпорация, скорее всего, будет ориентироваться на оборонную промышленность, — заключила Конакова.

Выбор редакции

Loading...