Крепость, сломавшая Минкультуры: история одной реставрации
30 июня стало известно, что один из ключевых фигурантов "дела реставраторов" — известный российский бизнесмен Никита Колесников пошёл на сделку со следствием. Его фирмы поставляли стройматериалы для реставрации объектов культурного наследия. Колесников полностью признал вину и дал показания на остальных участников махинации — рассказал следствию о коррупционной составляющей при заключении контрактов.
Один из основных эпизодов уголовного дела, в рамках которого арестовали чиновников Минкультуры Григория Пирумова и Бориса Мазо, а также главу компании "Балтстрой" Дмитрия Сергеева и советника гендиректора "Линнит-консалт" Никиту Колесникова в апреле 2016 года, — реставрация Изборской крепости под Псковом.
Работы проводила компания "Балтстрой". О том, что закрытый в конце 2012 года контракт на 300 миллионов рублей выполнен из рук вон плохо, общественность и эксперты заявили ещё в 2013 году. Лайф решил лично проверить, какие недоделки оставили после себя горе-реставраторы.
Изборск — древнейший форпост России, за свою неприступность прослывший у врагов Железным градом. По легенде, именно сюда приплыла ладья Рюрика, а его младший брат Трувор княжил в городе с 862 года. Крепость, возведённая в XIV веке, считается первым символом российской государственности. Поэтому к 1150-летию города в 2012 году федеральное Минкультуры выделило деньги на реставрацию.
Деньги освоили быстро — всего за четыре месяца. Однако вместо масштабной реставрации специалисты "Балтстроя" кое-где подмазали, кое-как приделали каменную кладку стен и башен и спешно покинули крепость.
По следам "балтстроевской" работы мы прошли с архитектором Владимиром Никитиным. История с Изборском настолько измотала его, что он вынужден был выйти на пенсию. А до этого много лет работал в псковском отделении института "Спецпроектреставрация", который с советского периода занимался крепостью. Никитин делал проект реставрации крепости ещё до прихода "Балтстроя", в 2011 году.
Под его руководством над обликом крепости трудились псковские мастера. Их контора — "ПРМ1" — работала там много лет, постепенно реставрируя участок за участком в летние месяцы. На это выделялись небольшие деньги, но для работ в спокойном режиме хватало.
Когда же "Балтстрой" летом 2012 года выиграл конкурс, всех специалистов компания выдворила и привезла своих людей.
— Мы "Балтстрою" были не нужны. Они привезли своих рабочих — с Украины, ещё откуда-то. Мы их видели, когда уезжали. Специалистов по камню среди них не было. Это были разнорабочие, поэтому и результат такой, — рассказывает псковский каменщик-реставратор Сергей Смирнов.
Никольский захаб
Основной вход в крепость — с Никольского захаба. Захаб — это укрепление, дополнительный карман перед входом в средневековые крепости. Враг без особого труда проникал в него через низкую стенку и оказывался в ловушке.
"Балтстрой" занимался реставрацией стен захаба. Итог "труда" неквалифицированных рабочих налицо — промазка стен захаба сделана небрежно.
— Впечатления ужасные: облепили всё своим белым раствором поверх нашего. Мы рецептуру раствора подбирали под конкретные швы, чтобы ничего не выделялось по цвету и фактуре: добавляли охровый колер, кирпичную крошку и даже золу, чтобы имитировать известняк. А они брали готовый раствор и везде клали один и тот же. Там белый цемент, так и будет выделяться, — говорит псковский каменщик-реставратор Алексей Титивкин.
Промазка швов каменной кладки специальным раствором — один из ключевых этапов реставрации крепости. Делают это не для красоты, а для того чтобы вода внутрь кладки меньше попадала. Известняк, из которого состоит каменная кладка, и так впитывает влагу. С приходом морозов вода расширяется и постепенно рвёт кладку.
Первая стоящая от входа башня — Колокольная. До неё руки "Балтстроя" так и не дошли.
— Зеленоватый цвет стен — от многовековой сырости, — говорит Никитин. — Башню должны были обработать специальным химическим раствором, но не обработали, и как следствие — остались плесень, водоросли, мох.
Через Колокольную башню попадаем на ходовую площадку западного прясла (прясло — участок стены от башни до башни). Тут до прихода "Балтстроя" два года работали псковские реставраторы и, по всей видимости, оставили им неплохой задел.
— Эта часть стены — последнего, третьего, периода строительства крепости — появилась в XVI веке. По ней перемещались воины, стрелявшие из бойниц. Площадка используется сейчас для выставок как смотровая площадка, через неё попадают в башню Луковку. Тут реставраторы для сбережения подлинной кладки использовали метод пирога — клали поверху второй слой, который со временем можно будет заменить.
Со смотровой площадки башни Луковки попадаем на восточную стену. Здесь необходимо было законсервировать верхний слой стены, "крышу", прикрывающую подлинный слой кладки. Но все мыслимые правила наружной реставрации были попраны, и дорогущий немецкий раствор балтстроевцы укладывали в гремучие морозы ноября-декабря 2012 года. Весь раствор потрескался, и "крыша" превратилась в груду камней.
— Вот этот кусок сделан нормально — значит, был хороший тепляк (временное сооружение для работ в зимнее время. — Прим. Лайфа), — замечает Никитин, но тут же оговаривается: впереди снова участки с раздробленными кусками лопнувшей и отвалившейся кладки. Никитин перебирает в руке горсть трухи и бросает вниз. — Снова халтура.
Башне Вышке повезло ещё меньше. На её крыше растут кусты, изнутри она покрыта мхом, вековые кирпичи отваливаются и падают.
— При реставрационных работах этой башней занялись в последний момент. Нужно было заниматься всеми участками одновременно, чтобы успеть в эти невозможные сроки уложиться, но рабочие отложили на потом и не успели. Начали все работы уже при холодах, — говорит Никитин.
Никольский собор — сооружение XIV века — стоит на территории крепости. Там реставраторам было чем заняться — необходимо было сделать окошки, организовать сток на восточной части — сейчас вода стекает прямо по стене, что вредит штукатурке.
Ожидала обновления и церковь Сергия Радонежского и Никандра Псковского, которая находится за пределами крепости, но входит в её архитектурный ансамбль.
Формально реставрацией собора и церкви руководит РПЦ, но, как оказалось, "Балтстрой" в этой части работ не взаимодействовал с церковными властями. По словам митрополита Псковского Евсевия, Церковь никто даже не уведомлял о ходе реставрации.
— Никакого участия мы не принимали, нас просто не допускали к тому, что касается даже самого Никольского собора, — сказал священнослужитель. — Мы только переживали за то, что наши храмы реставрируют, реконструируют, но нас как пользователей наших же храмов не берут во внимание.
Неподалёку от входа в крепость, напротив южного входа в Никольский собор — тайный лаз. Его соорудили на случай осады крепости, завершается он колодцем, который находится уже за территорией крепости. Путь к жизненно необходимой воде — 40 метров. Этот лаз исследовали в 2011 году — тогда же оказалось, что колодец уже на частной территории, хозяйка которой наотрез отказалась дать к нему доступ.
"Балтстрой" должен был расчистить лаз, укрепить его стены, обновить кладку, лестницу и свод. Но никаких работ здесь проведено не было.
А что в итоге?
В начале 2014 года комиссия независимых экспертов подтвердила: работы выполнены "неудовлетворительно". "В нескольких случаях были приняты необоснованные реставрационные решения, осуществление их происходило в спешке, без предварительно разработанных проектов, а также в недопустимо сжатые сроки контракта и, соответственно, производства работ, часть из которых велась в зимний период. При производстве работ допущены грубые нарушения технологического режима, свидетельствующие о низкой квалификации рабочих (ООО "Балтстрой"), отсутствовала нормальная координация участников реставрационного процесса", — говорится в заключении комиссии.
Халтура очевидна и местным жителям, а также туристам, которые регулярно приезжают в Изборск.
— Пройдя в захаб, можно рассмотреть вблизи, как похабно реставрированы стены. Они теперь не осыпаются, конечно, как это было раньше, но выглядят так, как будто прибежала бригада пьяных и неумелых работяг, покидала камушки как попало, наспех замазала их какой-то белой клеевой смазкой, чтобы не сразу развалились, получила расчёт и убежала, — отмечают они.
Реставратор Владимир Никитин подчёркивает: главный итог работы в Изборской крепости — нельзя за один год сделать работу, которую нужно делать четыре года.
— Реставрацию таких объектов должны делать профессиональные реставрационные организации. Организации типа "Балтстроя" — это обычные строительные организации, которые нанимают неквалифицированных рабочих и желательно подешевле. Это неправильный путь, он не может привести к положительному результату, — добавил он.
Сейчас древняя крепость ждёт, с одной стороны, комиссии Минкультуры, которая окончательно определит итог реставрации, а с другой — приезда сотрудников "Балтстроя", который обязан в рамках гарантийных обязательств доделать участки по уже выявленным нарушениям.
Зампред Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга Михаил Мильчик сообщил, что Минкультуры заверило его: вскоре будет организована комиссия по расследованию итогов реставрации с его участием. Однако, как сообщили в министерстве, на данный момент эту комиссию не готовят. Детали расследования ведомство не комментирует. Глава Комитета по культуре Псковской области Жанна Малышева отказалась общаться с изданием.
В своём единственном за последнее время комментарии об Изборской крепости министр культуры Владимир Мединский отметил вскользь:
— Насколько понимаю, выявленные нарушения были своевременно устранены. Хотя шума много...