Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Гид по современному театру. Москва

Фото: ©РИА Новости/Александр Уткин

Post cover

Пару лет назад в российском театре начался период возрождения. Появились новые сильные режиссёры-постановщики, рассказывающие истории актуальным, запоминающимся, а нередко и провокационным языком. Театр вдруг стал модным. Режиссёры и актёры прямо с подмосток вознеслись на уровень поп-звёзд, а за билетами в партер на свежую постановку разворачивается бойня не хуже, чем лет 25 назад за колбасой. Лайф объясняет, кто есть кто в современном театре.

Кирилл Серебренников

Кто такой

Говоришь "Современный театр" — подразумеваешь "Серебренников". Самый модный режиссёр, заставивший молодёжь ходить в театр. Три года назад получил в своё распоряжение бывший театр имени Гоголя. Здесь, под сводами бывшего локомотивного депо, Серебренников устроил кузницу передового российского театра. 

Чем интересен 

В своих работах Серебренников выковыривает и пристально изучает болячки современного общества, и как пишут в любительских театральных рецензиях, "заставляет задуматься". Например, в годы активизации гражданского общества в России режиссёр выпустил спектакль "Отморозки", где размышляет о "вечных русских мальчиках" на фоне полыхающего Кремля (в одной из сцен горит маленькая игрушечная Спасская башня) и баррикад. Серебренников следует заветам авангардистов и активно использует различные медиа — экраны и гаджеты, а также жанры искусства — танец, переформанс, видео-арт. А ещё Кирилл Семенович умеет блестяще работать с актерами. Из своих студентов сколотил бойкий отряд "Седьмую студию" — костяк Гоголь-центра, где что ни актер — то звезда.

Где и что смотреть

До Гоголь-центра Серебренников активно сотрудничал с МХТ им. А. П. Чехова, туда стоит сходить на "Зойкину квартиру" — четыре года назад майка с Путиным на одном из героев помешала многим оценить художественную цельность и новаторство постановки. Визитная карточка режиссёра —  спектакль "Мученик", исследующий веру и душу христианина. В главной роли играет взрывной Никита Кукушкин, чьи характер и история отчасти пересекаются с изображаемым персонажем.

Обязательны к просмотру "Мёртвые души" и "Кому на Руси жить хорошо", где Серебренников исследует, что представляет из себя загадочная русская душа, и куда катится наша бойкая необгонимая тройка.

Последний и, пожалуй, лучший спектакль режиссёра — "Машина Мюллера". Да, попытки ставить Мюллера в России были, но чего уж там, Серебренников открывает отечественному зрителю великого европейского театрального классика заново. Предупреждаем, "Машина Мюллера" — спектакль для продвинутого зрителя, если вы ни разу не смотрели спектакли Серебренникова, то это постановка не понравится. На премьерах даже подготовленная, прокаченная публика порой неадекватно реагировала на перформансы 18-ти обнажённых танцоров и пошлые диалоги героев Сати Спиваковой и Константина Богомолова. Кстати, Бомолов здесь — не просто приманка на афише; как ни странно, актёр из него не хуже, чем режиссёр.  

Константин Богомолов

Кто такой 

Главный провокатор-искуситель и  пересмешник в российском театре. Богомолов, как и Серебренников, любит проехаться по больным местам окружающей действительности, от коррупции в госкорпорациях до сексуальной необразованности соотечественников.

Чем интересен

Постановку режиссёра можно узнать с беглого взгляда: сцена-коробка(за оформление много лет отвечает художница Лариса Ломакина); дерзкий и беспощадный текст; экраны, куда выводятся самые интимные диалоги; обязательна музыкальная солянка от Моцарта до попсы нулевых и Стаса Михайлова. Пожалуй, любопытнее всего наблюдать за тем, как трансформируется драматический талант Богомолова. Сначала он довольно осторожно подбирался к текстам, по которым ставит, затем добавленные диалоги стали звучать громче, а для свежих "Мушкетёров", Богомолов не только написал самостоятельное произведение по мотивам работ Дюма, а ещё и придумал для сего особенный жанр — трэш-эпос.

Что и где смотреть

До того, как Богомолов стал тем "Богомоловым", которого любят все поклонники современного театра, он выпускал вполне невинные постановки в "Табакерке". Туда и стоит отправиться, если желаете ознакомиться с творчеством режиссёра в хронологическом порядке — "Волки и овцы", "Женитьба Фигаро". А хлёсткие спектакли на злобу дня появились при полной поддержке Олега Табакова, но теперь уже на главной сцене МХТ им. А.П. Чехова. Обязательны к просмотру "классические" "Идеальный муж" и "Братья Карамазовы". Продвинутые зрители должны оценить "Мушкетёров" — пятичасовое авторское высказывание-презентация всего лучшего, что есть в Богомоловском художественном языке. Также рекомендуем посмотреть обделённую вниманием критики "Гаргантюа и Пантагрюэль" в театре Нации, где, кстати, время от времени режиссёр сам появляется в некоторых сценах.

Брусникинцы

Кто такие

Самая любопытная и перспективная московская театральная труппа. Брусникинцами называют прошлогодних выпускников мастерской Дмитрия Брусникина. Ребята впервые заявили о себе ещё будучи второкурсниками — их вербатим "Это тоже я" получился настолько новаторским и круто сыгранным, что на спектакль ломанулась вся столичная театральная тусовка.  Одарённая группа прямо на выпускном получила статус полноценной труппы и отправилась в театр-студию "Человек" в качестве постоянных резидентов. 

Чем интересны

Мастер Брусникин сумел воспитать актёров нового поколения — пластичных, поющих, дерзких, жаждущих экспериментов и не терпящих рутину. А юные дарования притянули к себе самых передовых молодых режиссёров-испытателей вроде Юрия Квятковского (старший выпускник Брусникина), тяготеющего к многоуровневым спектаклям-экскурсиям и спектаклям-квестам, и радикального Максима Диденко (смотрите ниже).

Что и где смотреть

Смотреть всё! От дебютного вербатима "Это тоже я" в Практике до последнего спектакля "С.Л.О.Н", который играется на действующей строительной площадке и где исследуется свобода через рассказ о бытовании лагеря заключённых.

Максим Диденко

Кто такой

Молодой режиссёр-экспериментатор, имеющий все шансы дорасти до звания Великий.

Чем интересен

Диденко — главный идеолог и популяризатор физического театра в России. Его спектакли представляют собой хитросплетённый микс из хореографии, перформанса и клоунады. О репетициях с Диденко ходят легенды: пока не выложишься полностью физически и духовно — пощады не жди.

Что и где смотреть

Во-первых, спектакль-ораторию "Конармия" в Центре им. Мейерхольда — рассказ о гражданской войне с Брусникинцами в главных ролях. Тут и беспощадная бойня, и еврейская культура, и украинская музыка. Далее — неоднозначный "Идиот" в театре Наций с Ингеборгой Дапкунайте в роли князя Мышкина. В этой свежей постановке реализуется тяга Диденко к клоунаде и абсурду: сюжет упрощён до минимума, Мышкин — пищащий мим, Рогожин — дикий медведь, а двуличность Настасьи Филипповны отражена в образе травести-певца.

Тимофей Кулябин

Кто такой 

Даже далёкие от театра люди слышали про скандал с оперой "Тангейзер", так вот, автор авангардной постановки, снискавшей гнев верующих, — Тимофей Кулябин. Один из главных режиссёров поколения 30-летних, расширяет границы драматического и музыкального театра.

Чем интересен

В творчестве Кулябин отталкивается от того, что театр должен эмоционально перезагрузить зрителя, дать ему возможность пережить то, чего нет в обычной жизни. Исходя из посыла, рождаются выбивающиеся из привычных постановочные решения, например, в "#СонетахШексира" зритель слушает сонеты классика в "пространстве музея" и под аккомпанемент капель воды, а спектакль "Три сестры" и вовсе идёт на языке жестов. 

Что и где смотреть

Поклонникам Шекспира советуем посмотреть вышеупомянутую постановку "#СонетыШекспира" и "Электру" в театре Наций. А вообще, если ходите быть в теме — марш на премьеру оперы "Дон Паскуале" в Большой театр. Что там ждет зрителя — пока известно только самому Кулябину.

Александр Молочников

Кто такой

Молочникову на днях исполнилось 24 года, а к этому нежному возрасту он уже поставил два спектакля в МХТ им. А.П. Чехова, параллельно сыграл там же с десяток ролей. Актёрская одарённость и броская внешность  — гарантия козырных ролей на годы с запасом, добавьте эксперименты в режиссуре под одобрительным взглядом  Олега Павловича — получаем самого перспективного юношу российского современного театра.

Чем интересен

Режиссёр Молочников не боится сложных тем. Пару лет назад, аккурат в столетний юбилей Первой мировой войны, Александр окинул взглядом театральные просторы и понял, что, если о войне и говорят, то только о Второй. Решил поправить положение и сходу подготовил спектакль "19.14", где проводит параллели между настроениями в окопах столетней давности и нынешними думами молодежи. 

Что и где смотреть

Вышеупомянутый спектакль "19.14" и свежих "Бунтарей" — спектакль – гид по истории российских мятежей с музыкой, плясками и молодецкой удалью.  Вот где пылкость и авантюризм Молочникова нашли выход по полной.

Выбор редакции

Loading...