Пока просвета не предвидится
Экономист Вадим Новиков — о том, почему люди откладывают крупные покупки в долгий ящик.
Фото: © РИА Новости/АлександрПогосов
Согласно ежемесячному мониторингу социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, россияне впервые за восемь лет стали тратить на еду более 50% расходов.
Неудивительно, что эта новость активно обсуждается в СМИ, ведь показатель трат населения на еду в более 50% расходов — рекордный. Если смотреть с начала 2000-х, это вообще символический рубеж. Показатель доли покупки продовольствия является одним из индикаторов уровня жизни людей. То есть, если люди богатеют и чувствуют себя лучше, они постепенно переключают потребление с удовлетворения базовых потребностей на покупку остального: одежды, бытовой техники, электроники, автомобилей, квартир и прочих вещей. Когда людям становится хуже, соответственно, они начинают тратиться на еду.
Объективная экономическая реальность такова, что доходы людей упали. Теперь они зарабатывают, даже по сравнению с тем, что было год назад, на 7% меньше. Очевидно, что и покупки у людей упали в разной степени. Кстати, упали на 4% и объёмы покупки продовольствия, а непродовольственных товаров — на 8%.
И повышение доли трат на продовольствие не означает того, что люди стали больше покупать и больше есть. Они стали есть меньше, и все остальные траты упали ещё сильнее. За счёт второстепенных трат – покупок, которые можно отложить – люди пытаются поддержать своё нынешнее потребление.
Но есть и психологический фактор. Люди пришли к убеждению, что падение доходов является постоянным. Все понимают, что это новая реальность, в которой придётся жить. И сама эта реальность заставляет к себе приспосабливаться. Теперь люди надолго откладывают покупки. Не так давно Росстат обнародовал данные о потребительских ожиданиях людей. Эти данные показывают, что так называемый индекс потребительских ожиданий находится на самом низком уровне после 2009 года.
В сухом остатке: сдвиг покупок в сторону продовольствия означает, что люди стали беднее. Им приходится сосредоточиваться на покупке более насущных вещей. Это связано как с падением реальных доходов населения, так и с крепнущим убеждением, что падение является постоянным. В обозримой перспективе экономического просвета нет. И это та ситуация, когда реальные экономические ожидания людей полностью совпадают с общими ожиданиями экономистов. В лучшем случае лишь в следующем году следует ожидать начала исправления экономической ситуации.