Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
23 апреля 2016, 13:04

Таганка:

23 апреля в 1964 году началась история прославленного "Театра на Таганке", который возглавил Юрий Любимов.

Первой постановкой молодого театра был "Добрый человек из Сезуана" по пьесе Бертольта Брехта, дипломный спектакль студентов Любимова, впоследствии ставший символом Театра на Таганке. В нём были задействованы будущие звёзды театра: Владимир Высоцкий (которому на тот момент было 26 лет, он уже написал несколько песен, но ещё не был известен), Валерий Золотухин, Алла Демидова, Борис Хмельницкий, Вениамин Смехов, Инна Ульянова. По сюжету три бога спустились на землю, чтобы отыскать хотя бы одного доброго человека. Таким человеком оказалась проститутка Шен Те из Сезуана, которую в итоге чрезмерная доброта заставила притворяться злым двоюродным братом. 

Обращаясь к творчеству Брехта, Любимов хотел изменить рутинную театральную технику, предоставить актёрам инициативу, а зрителей заставить фантазировать. Декорации и костюмы не были оформлены в восточном стиле, во время действия комичные боги сидели на тротуаре и обедали, а артисты общались между собой.

Сильное впечатление на зрителей произвёл зонг "Шагают бараны в ряд" в исполнении Высоцкого. Будущий главный художник Театра на Таганке Давид Боровский так описал этот эпизод: "Я попал в тесный зал Вахтанговского училища, увидел портрет Брехта, лозунг “Театр улиц”, а потом молодой парень начал петь зонг, и меня как электричеством пронзило. Мне казалось, что песня не только про меня, но и на меня прямо нацелена, направлена. Это был какой-то театральный удар..."

Ещё одной знаменитой постановкой Театра на Таганке стал спектакль 1965 года по Джону Риду "Десять дней, которые потрясли мир" о первых днях возникновения советского государства в октябре 1917 года. Действие спектакля начиналось с Таганской площади, где были развешаны красные флаги, и актёры, переодетые в матросов и солдат пели частушки. А в фойе театра вместо привычных билетёрш зрителей встречали солдаты с винтовками, на штыки которых накалывались входные билеты. Сам спектакль был поставлен как "народное представление в двух частях"  со стрельбой в зрительный зал холостыми патронами, цирком, театром теней, пантомимой и кукольным театром.

В 1971 году на сцену театра в своем знаменитом черном свитере и гитарой в руках вышел Высоцкий в образе Гамлета и запел пастернаковские стихи: "Гул затих, я вышел на подмостки…". Театраловед Анатолий Смелянский так описал эту сцену: "Высоцкий был в свитере. Это был точный знак поколения «шестидесятников», которые считали свитер не только демократической униформой, подходящей настоящему мужчине, но и сигналом, по которому отличали «своего» и «чужого»". Высоцкий играл в свойственной ему манере, его резкий голос передавал отчаяние Гамлета, который изначально был обречен на смерть. Действия спектакля разворачивались на фоне вырытой могилы, в которую швыряли землю: даже декорации указывали на неизбежность гибели героя.

С 25 июля 1980 года начался трагический период Театра на Таганке: умер Высоцкий. Это случилось во время Олимпийских игр, которые проходили в Москве. Советская власть пыталась скрыть информацию о смерти артиста, чтобы не омрачать праздничные мероприятия на улицах города: только "Вечерняя Москва" и "Советская Россия" напечатали скромные некрологи, и над окошком театральной кассы "Таганки" было короткое объявление — "Умер актёр Владимир Высоцкий". Несмотря на усилия власти, 28 июля в день похорон артиста площадь перед Театром на Таганке была переполнена людьми. Последний раз артист появился на сцене "Таганки" 18 июля в своей знаменитой роли Гамлета, тогда Высоцкий с трудом доиграл спектакль.

После смерти Высоцкого Любимов решил подготовить спектакль памяти артиста, но его запретили. Под запрет попала и следующая постановка режиссёра – "Борис Годунов", потому что чиновники увидели в спектакле намёк на смену власти в Советском Союзе: умер Брежнев, и его место занял Андропов. А через год Юрий Любимов с артистами уехал на гастроли в Англию, где в интервью газете The Times раскритиковал отношение СССР к культурной политике. Реакция руководства Советского Союза была суровой: освободить режиссёра от должности и лишить гражданства.

Художественным руководителем Театра на Таганке назначили Анатолия Эфроса. Труппа Любимова не приняла нового лидера: некоторые артисты ушли из театра, другие объявили Эфросу бойкот, но были и те, кто решил сотрудничать с новым худруком — Смехов, Золотухин, Демидова. В 1987 году Эфроса постигла преждевременная смерть от сердечного приступа, про просьбе труппы театра художественным руководителем стал Николай Губенко, который поддержал артистов в их борьбе за возвращение Любимова в СССР.

Только в мае 1988 года, в период перестройки, имя Юрия Любимова как художественного руководителя "Таганки" вновь появилось на афишах. Он стал первым известным эмигрантом, которому вернули гражданство. Политика гласности Горбачёва позволила восстановить запрещённых "Бориса Годунова" и "Владимира Высоцкого".

Но вскоре театр распался надвое. Актёрам не нравилось, что Любимов совмещает работу в "Таганке" с постановкой спектаклей по зарубежным контрактам и не уделяет театру должного внимания. Режиссёр признавался, что "шесть лет скитаний поставили какую-то невидимую стену". Кроме того, у Любимова начался конфликт с Губенко, который остался в театре в качестве режиссёра. Артисты отделились от любимовской труппы и в 1993 году создали театр "Содружество актёров Таганки", который возглавил Губенко. В состав "Содружества" вошёл почти весь премьерный состав "Доброго человека из Сезуана". А Любимов начал формировать новую труппу из молодых артистов и выпускников театральных вузов, отказался от всех зарубежных контрактов и полностью посвятил себя Театру на Таганке.

Премьеры в "Таганке" следовали одна за другой: "Братья Карамазовы", "Евгений Онегин", "Живаго", "Театральный роман". Труппа постоянно выезжала на гастроли. Как раз во время гастролей в Чехии в июне 2011 года и разгорелся новый скандал. Артисты театра обвинили Любимова в том, что он не выплатил им гонорары за сыгранный спектакль: они подошли к режиссёру в фойе Пражского Национального театра и зачитали записку с вопросом о деньгах, которая заканчивалась словами "нам надоело, что нас постоянно обманывают". Худрук удовлетворил требование труппы, выплатив артистам $16 тысяч, хотя согласно заявлению координатора гастролей театра в Чехии обычно фестиваль выплачивает гонорар после выступления. Претензия артистов сильно оскорбила Любимова, и он подал заявление об отставке.

В течение полутора лет во главе «Таганки» стоял Валерий Золотухин, но из-за проблем со здоровьем ему пришлось отказаться от должности. На его место был назначен Владимир Флейшер, до этого возглавлявший Центр им. Мейерхольда. За это время власти не раз предлагали Любимову вернуться в театр, но режиссёр был непреклонен. Он даже обратился в Российское авторское общество с просьбой запретить играть в Таганке спектакли, автором которых он является: "Добрый человек из Сезуана", "Тартюф", "Мастер и Маргарита", "Владимир Высоцкий", "Горе от ума", "Арабески", "Маска и душа", "Антигона". Но в день своего 96-летия Любимов позволил театру играть свои спектакли.  

В марте 2015 года актриса и продюсер Ирина Апексимова сменила Владимира Флейшера на посту директора. И вскоре, по традиции, артисты взбунтовались. В июне 40 сотрудников театра получили уведомления о расторжении срочных договоров.  В итоге с пятью сотрудниками договоры так и не были продлены. А осенью Апексимова составила должностную инструкцию для артистов Таганки, согласно которой им запрещается участвовать в митингах, издавать книги, общаться со СМИ без разрешения администрации театра, и при это они обязаны лояльно относиться к должностным лицам театра независимо от творческих разногласий. 

Зимой этого года театр вернулся на историческую сцену, которая полтора года была на ремонте, и организовал проект «Репетиции»: каждый месяц четыре молодых режиссёра готовят с артистами "Таганки" эскизы спектаклей, которые оценивают зрители совместно с экспертным советом и решают, если ли шанс у этих спектаклей стать частью репертуара театра.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров