Поправки к ОСАГО помогут страховщикам скрыть прибыль
Россиян обяжут посещать автосервисы, аффилированные со страховщиками. Выплаты наличными по ОСАГО предлагают ограничить.
Российский союз автостраховщиков (РСА) совместно с Центробанком предлагают ограничить возможность граждан, застрахованных по ОСАГО, получать наличные деньги при обращении в страховую после ДТП. По новым правилам автомобилисту нужно будет согласиться на ремонт автомобиля в сервисе, с которым сотрудничает страховщик. Эксперты считают, что такая схема работы поможет страховым компаниям скрывать свои доходы от автогражданки и создаст благоприятные условия для роста "серого" оборота.
Сейчас в законе об ОСАГО прописано, что автомобилист после оценки ущерба разбитой машины может взять деньги у страховщика и провести ремонт своими силами либо передать машину автосервису, работающему со страховой компанией. РСА хочет серьёзно ограничить альтернативу в виде выплаты наличными до трёх исключений: если у страховой компании вообще нет автосервиса; если сервис находится слишком далеко (не далее 10 км от городов с населением более 500 тыс. человек и не далее 200 км с населением менее 500 тыс. человек); если сумма ремонта превышает максимальные выплаты по ОСАГО (400 тыс. руб.). Всё, что в пределах этой суммы, — только в аффилированный сервис.
Сейчас в РСА чрезвычайно недовольны тем, что сейчас не хочет пользоваться ремонтом от страховщиков.
— Люди не едут на ремонт, потому что нет такой нормы в законе и очень много автоюристов, — заявил Лайфу исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
В Союзе страховщиков уверяют, что в случае принятия поправок при ремонте через страховую не будет учитываться износ запчастей. Сейчас же расчёт компенсации запчастей идёт с учётом старения автомобиля.
Страховые компании обычно предлагают на выбор несколько автомастерских. Учитываются пожелания клиента, его место жительства и прочие обстоятельства. Как только клиент определяется с выбором СТО, его записывают на ремонт, а страховщик перечисляет деньги на счёт организации. Правда, ответственность за срок проведения ремонта и качество оказанных услуг в этом случае уже несёт автосервис, а не страховая компания. И все проблемы, возникшие с автомобилем, автомобилист будет выяснять с сервисом.
Плохое качество услуг аффилированных техстанций стало причиной того, что россияне сейчас практически полностью отказались от ремонта по направлению страховщиков, полагает президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.
— Сейчас обращения за ремонтом к страховщикам составляют не более 1—2%. Страховые компании сотрудничают с автосервисами, у которых невысокие тарифы, а зарабатывают они на большом потоке побитых машин от страховой. Соответственно, качество услуг у таких мастерских, мягко говоря, не соответствует критериям нормального сервиса, — рассказывает правозащитник.
Однако куда более неприятные последствия принятия этих поправок, по мнению Тюрникова, будут в том, что страховщики наконец получат возможность занижать свою прибыль от страхования, поскольку работа с сервисами строится на договорных отношениях.
— Скрыть деньги, причисляемые страхователю через кассу, — крайне сложно: вот человек, вот — чек, всё можно проверить. Но теперь страховым компаниям ничто не мешает оплачивать "крупные" счета сервисов, а далее по своим схемам возвращать часть этих средств. В отчётности будет фигурировать значительный ценник за ремонт, но в действительности это же, как правило, откровенно дешёвые сервисы, — рассказывает Николай Тюрников.
В настоящий момент ОСАГО остаётся прибыльным бизнесом для страховщиков. Согласно официальной статистике РСА, в 2015 году итоговые сборы по автогражданке составили 220,2 млрд руб., выплаты по ДТП — 121,9 млрд руб. прибыль страховщиков — 48 млрд руб. Тем не менее сами страховые уверяют, что ОСАГО — убыточный бизнес, а прибыль они получают только в некоторых регионах страны, что якобы позволяет заниматься этим видом страхования в целом.