Не МС-21 единым. В России начали разрабатывать новый "самолёт-маршрутку"
Дмитрий Медведев, посетивший в среду масштабную презентацию нового лайнера МС-21 в Иркутске, сказал, что Россия "не исчезнет из высшей лиги авиастроения". И это правда. Лайф рассказывает о ещё одном новом проекте отечественного авиапрома.
Фото: © РИА Новости/Александр Астафьев
Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского (ЦАГИ) приступил к разработке концепции нового регионального самолёта на 20—60 мест. Он может появиться на российских аэродромах уже через 5—7 лет. Заказчиком выступает департамент авиационной промышленности Минпромторга.
Как рассказали Лайфу специалисты ЦАГИ и промышленно-торгового ведомства, в случае качественной реализации концепции себестоимость перевозок на новом самолёте будет на 15—20% ниже, чем в сопоставимых по классу лайнерах. Такая уверенность объяснима. Во-первых, самолёт разрабатывается под использование керосина, который элементарно дешевле более "ходовых" аналогов. В ЦАГИ в этой связи отметили последние достижения ФГУП СибНИА, где была проведена ремоторизация самолёта Ан-2 в варианте ТВС-2МС, что позволило использовать в качестве топлива тот самый керосин, обеспечивая местные авиалинии.
Во-вторых, большое внимание будет уделено аэродинамике, за счёт чего планируется снизить потребление горючего.
Заказчики и разработчики новой "маршрутки с крыльями" рассчитывают на спрос со стороны бизнеса и государства. Именно это, по их планам, обеспечит окупаемость проекта. Ещё один довод в пользу разработки — ниша подобных самолётов малой вместительности на рынке практически пуста. Наиболее близок к нему Ил-114, решение о производстве которого в России было принято в 2015 году Правительством РФ. До этого он выпускался в Узбекистане. Но "илюша" имеет 64 посадочных места и не "вписывается" в рамки сегмента, под который работает ЦАГИ.
Российские разработчики привлекут к работе и своих зарубежных партнёров — Научно-исследовательский и испытательный авиационный институт VZLU (Чехия). Интересно, что этот НИИ тесно сотрудничает с компанией Aircraft Industries из чешского Куновице, единственным владельцем которой является "Уральская горно-металлургическая компания" (УГМК).
Конфликта интересов здесь нет. Чехи производят L-410, закрывающий текущий спрос в сегменте 19-местных региональных турбовинтовых самолётов и не являющийся потенциальным конкурентом российской реактивной "маршрутки". Кстати, в прошлом году УГМК совместно с ОАО УЗГА (Уральский завод гражданской авиации) подписали соглашение о производстве "чеха" по "франшизе".
— В СССР для местных и региональных перевозок выпускались самолёты Ан-2, Ан-28, Ан-24, Як-40 и другие, — рассказали Лайфу специалисты ЦАГИ. — В современной России были сертифицированы Ан-3, Ан-38, Ан-140, Ил-114, Ан-148. Но в 1990—2000 гг., в условиях резкого падения местных и региональных перевозок из-за снижения уровня покупательной способности россиян, спрос на самолёты со стороны региональных авиакомпаний упал. Как следствие — рост цен на воздушные суда, а затем и сворачивание производства ряда моделей: Ан-3, Ан-38, — замораживание проекта грузопассажирского самолёта Су-80. Поэтому наша разработка определённо будет востребованной.
Сейчас в ЦАГИ сконцентрированы на разработке технических требований к новому самолёту. Затраты на разработку концепции самолёта составят около 19 млн рублей. Конечную стоимость "маршрутки с крыльями" пока называть рано. Но она должна быть более "приземлённой", чем у мировых конкурентов, таких как, например, Bombardier CRJ. Канадец, напомним, стоит от 25 млн до $40 млн (в зависимости от комплектации).
В России и странах СНГ сейчас эксплуатируется 71 самолёт CRJ100/200. В частности, такими авиаперевозчиками, как "Северсталь", "Ямал", "Руслайн" и "Ираэро".