Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
28 апреля 2016, 13:17

У микроорганизмов нашли способности к обучению

Фото: © Pixabay

Фото: © Pixabay

Простейшие слизевики, не обладающие ничем похожим на нервную систему, оказались способны к элементарным формам обучения.

Древние простейшие могут «запоминать» негативный опыт и привыкать к вызывающим у них «отвращение» веществам. Результаты экспериментов со слизевиками опубликованы учёными из Бельгии и Франции в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Протисты Physarum polycephalum – слизевики, широко распространённые в смешанных лесах умеренного пояса. На некоторых стадиях жизненного цикла эти нехитрые одноклеточные существа сливаются и образуют желтую слизистую массу плазмодия, который, по сути, представляет собой одну большую многоядерную клетку. Однако поведение слизевика оказывается далеко не таким простым, как его строение, так что он успел стать одним из популярных объектов для научных исследований.

В частности, несколько лет назад японские учёные обнаружили у него «память» о циклических изменениях внешних условий (например, резком понижении температуры на десять минут каждый час). А в новом исследовании европейские биологи, работавшие под командой профессора из Университета Тулузы Одри Дюсютур (Audrey Dussutour), подтвердили способность слизевика – простейшего организма, не обладающего какой-либо нервной системой, к привыканию, то есть к снижению интенсивности реакции в ответ на знакомый раздражитель.

Такую реакцию мы проявляем постоянно, например, переставая бояться медицинской иглы при регулярных уколах. Аналогичное поведение проявили в экспериментах и P. polycephalum. Учёные выращивали их на твёрдой питательной среде, по которой слизевик мог медленно перемещаться, выбрасывая и втягивая свои псевдоподии. Затем рядом помещалась чашка Петри с такой же агар-агаровой средой и источником подходящей для слизевика пищи – зёрнами овса. Обе чашки Петри соединялись гелевым мостиком, с помощью которого P. polycephalum мог переползать из одной в другую.

В контрольных вариантах всё происходило как и ожидалось: за пару часов слизевик медленно добирался до еды. Однако если на гелевый мостик наносился раствор безвредного, но неприятного вещества – хинина или кофеина, P. polycephalum демонстрировал явное отвращение к нему. На то, чтобы добраться до пищи, у него уходило втрое больше времени, и слизевик вытягивал псевдоподии узкой линией, стараясь обойти наиболее «горькие» места на мостике.

Ещё интереснее оказалось то, что со временем P. polycephalum начинал двигаться через мостик быстрее, привыкая к «горькому вкусу» – так, словно эта многоядерная клетка «запоминала», что именно ей предстоит встретить на пути к пище.

"Эти волнующие результаты позволяют считать, что базовые элементы обучения могут проявляться уже на уровне отдельных клеток"

Хотя, как подчёркивают авторы статьи, установить механизмы этого процесса ещё предстоит.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров