Огонь, зажжённый молитвами
Православные считают, что схождение Благодатного огня в храме Воскресения в Иерусалиме — нерукотворное чудо, так как огонь возгорается не по законам природы, а силами молитв верующих.
Многие православные христиане считают, что Благодатный огонь, сошествие которого в храме Воскресения в Иерусалиме происходит раз в год — накануне Пасхи, появляется сверхъестественным образом. Так, Греческая Иерусалимская и Русская Православная Церкви придерживаются мнения, что Огонь возгорается силами молитв верующих, и никакими физическими законами это невозможно объяснить.
Великое таинство свершается ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Самые ранние упоминания о схождении Огня встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. По свидетельству апостолов и святых отцов, божественный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, и первым свидетелем чуда стал апостол Пётр.
Регламент
Примерно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Служба в Великую субботу, как и другие службы в храме Воскресения Христова, совершается в соответствии с правилами на Святых местах, установленными в 1852 году бывшей турецкой администрацией в Палестине, их придерживаются все церкви, делящие храм. Каждая иерусалимская патриархия имеет свои права и обязанности и каждое действие священнослужителей чётко привязано к указанному в регламенте времени.
При схождении Огня присутствуют минимум три группы участников. Прежде всего — патриарх Иерусалимской Православной Церкви ( считается, что только по его молитве сходит Огонь) или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению. Обязательными участниками таинства являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного. В настоящее время в церемонии участвуют представители Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, а также Коптской и Сирийской церквей.
Подготовка
Праздничная церемония начинается с раннего утра. Чтобы прекратить людской шум и гвалт, кавасы — турки-стражники — стучат специальными посохами о каменные плиты храма. К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады в храме. Подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный Огонь, и 33 свечи, символизирующие годы земной жизни Христа. Эта лампада, наполненная маслом, но без огня, ставится на середине ложа Живоносного Гроба. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.
Затем происходит процедура проверки Кувуклии (небольшая купольная часовня размером 6 на 8 метров, заключающую в себе Гроб Господень) на наличие источников огня. Затем вход в неё закрывается местным ключником-мусульманином и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции.
Процессия
Примерно через 20–30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодёжь с криком и топаньем врывается в храм и начинает петь и плясать. Возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании Благодатного огня, обращённые ко Христу, Божией Матери и Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.
Около 13 часов начинается непосредственно молитвенная процессия Благодатного огня. Впереди идут хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними отроки, клирик-крестоносец, в конце процессии следует православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей. Затем процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит её.
Сошествие
После этого православный патриарх останавливается перед входом в часовню, с него снимают праздничные ризы, оставляя в одном белом полотняном подризнике. Это делается для того, чтобы было видно, что он не проносит с собой в погребальную пещеру Спасителя ничего, способного зажечь Огонь. И наступает напряжённое ожидание. В это время наблюдаются необычные явления — всё воздушное пространство Храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Тут и там проскакивают маленькие молнии.
Через некоторое время, проведённое в напряжённом ожидании и молитве, внутри часовни появляется свет, в храме раздаётся колокольный звон. Из окошек Кувуклии появляются горящие пучки свечей, подаваемые патриархом. Свечи подхватывают скороходы и быстро разносят в разные уголки Храма. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.
Благословение
В это же время двери гробницы открываются, и выходит православный патриарх, держа в руках по пучку горящих свечей, зажжённых во святом гробе. Патриарх благословляет всех светом от своих свечей, от них зажигают свои свечи греческие священнослужители. Затем к патриарху со всех сторон устремляются паломники, желающие получить Огонь. Он раздаёт Благодатный огонь, который горит сильным, синеватым пламенем, но совершенно не жжёт в первые минуты после схождения. Поэтому многие даже "умываются" им. Позднее от Благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.