Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
6 мая 2016, 08:21

SpaceX спасла первую ступень ракеты в небывало сложных условиях

Фото: © NASA Johnson

Фото: © NASA Johnson

Несмотря на то что в этот раз в баках ступени почти не было топлива, она приземлилась строго в запланированной точке, прямо в центре морской посадочной платформы.

Новая попытка спасения первой ступени ракеты Falcon 9 была предпринята компанией Илона Маска в более жёстких условиях, чем все предыдущие. Если в апреле 2016 Falcon 9 должен был доставить грузовой корабль Dragon на орбиту в 400 километров, то нынешний пуск вывел японский спутник связи на орбиту в 36 000 километров. Соответственно, в первой ступени осталось куда меньше топлива для гашения посадочной скорости. Из-за этого в SpaceX ещё до запуска оценивали вероятность успеха как небольшую.

Тем не менее всё получилось: 6 мая примерно в 8:30 по московскому времени первая ступень благополучно села на борт роботизированной морской платформы. Всё это означает, что посадка первой ступени ракеты отработана компанией на исключительно высоком уровне — более высоком, чем полагали сами её разработчики до сего дня. Видео посадки можно увидеть ниже:

Вывод объекта на более высокую (геостационарную) орбиту потребовал от первой ступени полёта почти параллельно Земле (а не почти вертикально, как в апреле) и траты большего количества топлива. Технически это означает, что после отделения второй ступени и полезной нагрузки ракета падала вниз с вдвое большей скоростью, чем обычно. Поэтому её корпус был горячее, а скорость, которую требовалось погасить, чтобы не разбиться при посадке, — существенно выше.

Чтобы полностью скомпенсировать её, пришлось задействовать на торможение не один двигатель, как обычно, а сразу три. Спасаемая ступень, как и в прошлый раз, в апреле, должна была приводниться на роботизированную баржу Of Course I Still Love You, заранее развёрнутую SpaceX в Атлантическом океане в сотнях километров к востоку от места запуска Falcon 9.

Спасенная первая ступень на борту Of Course I Still Love You, в апреле этого года садилась в намного более простых условиях. Фото: © Wikimedia Commons

Компания Илона Маска оценивает стоимость первой ступени этой ракеты в 70% от общей стоимости пуска. Поэтому её многократное использование, предположительно, позволит снизить стоимость доставки грузов на орбиту не менее чем на 40 процентов. Однако в большинстве случаев при старте из Флориды первой ступени не хватит топлива для посадки на твёрдой земле. Из-за этого основным сценарием её спасения для SpaceX является использование баржи в открытом море. Такой способ труднее, поскольку ветер и волны делают морскую посадочную платформу всё время двигающейся, что необходимо учитывать при посадке.

В конце прошлого года и апреле этого SpaceX смогла дважды спасти первую ступень Falcon 9, однако происходило это с куда большими остатками топлива на борту. До 2015—2016 годов посадка первой ступени на хвост никогда не осуществлялась ни одним космическим агентством на планете, не говоря уже о частных компаниях. В случае если отработка многоразовости для новых ракет Маска пойдёт как намечено, он планирует сделать многоразовой и вторую ступень. В перспективе, по его мнению, всё это позволит ему вытеснить с рынка большинство конкурентов. Среди них не только другие американские компании, но и Роскосмос.

Как и в предыдущих случаях спасения первой ступени, сотрудники SpaceX, присутствовавшие при старте, не обошлись без элементов политического шоу. Они громко скандировали: U-S-A! — в момент успешной посадки на баржу. Этим, среди прочего, они подчёркивали отсутствие сходных возможностей у космической отрасли любой другой страны мира.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров