Пропаганда туризма и алкоголизма
Культуролог и музыкант Антон Кораблёв — о том, почему нам больше всего хочется то, чего нельзя.
Фото: © L!FE/Анна Исакова
Лидер группы "Ленинград" Сергей Шнуров почти всегда в фокусе дня и не собирается покидать сводок горячих новостей. Сегодня Шнурова, многолетняя карьера которого строилась на трёх "ценностях" — алкоголе, хулиганстве и мате, — наконец-то обвинили в пропаганде всех этих вещей.
Общественники Санкт-Петербурга попросили прокуратуру исследовать клип на песню "В Питере — пить". Там якобы содержится пропаганда алкоголизма и хулиганства. Вместе с тем глава Комитета по развитию туризма городской администрации углядел в клипе пропаганду туризма и заявил, что песня привлекает в город молодёжь.
И пока многие спорят, кто всё-таки прав, клип набирает просмотры на YouTube. Ведь ещё со времён Эмпедокла известно, что для рекламы нет ничего эффективнее запретительных мер. Так мы и устроены — больше всего хочется то, чего нельзя. Меньше, чем за неделею, клип посмотрело более 4 млн человек.
Помню, в 2003 году я летел одним рейсом с группой "Ленинград". Уже тогда я поразился, как Шнуров умело работает со СМИ. Перед посадкой он сидел напротив меня, скромненько листал журнал и пил минеральную воду, а, поднявшись на борт, завалился спать — не доставал стюардессу, не заливался водкой и не бросался туалетной бумагой. И вот чудо — самолет садится, народ идёт на паспортный контроль, а в фойе поджидает тройка журналистов с камерами, к ним подползает пьяный Шнур и вальяжно брызжет матом в объектив. Даже Станиславский зааплодировал бы стоя.
Но что же так задело активистов Санкт-Петербурга? И зачем они вообще смотрят клипы группы "Ленинград"? Почему не смотрят, какие клипы снимают в подворотнях на окраине культурной столицы? Почему не пишут в прокуратуру, что в некоторых дворах до сих не демонтировали декорации из мусора, оставшиеся ещё со времён съёмок первых серий телесериала "Улицы разбитых фонарей"?
Лучше бы проверяли работу управляющих компаний, ибо грязные дворы позорят куда сильнее клипа, в котором интернациональная компания из банковского служащего, продавщицы, сотрудника ДПС, музейного работника и таксиста спасается от тирании начальства самым известным русским антидепрессантом — водкой.
Ханжи, покрикивающие в Интернете, что русская культура — это не водка, а космос и балет, ничего не понимают. Пусть пересмотрят клип: если бы не согревающая микстура, которой растёр глотку промокший сотрудник ДПС, дело бы закончилось на кладбище.
А в Питере действительно заниматься нечем, кроме как пить. Моральный климат города таков, что на третий день рука сама тянется к гранёному стакану.