Пальмира: акт очищения
Журналист Данила Блюз – о том, как классическое искусство победило информационный терроризм.
Фото: © РИА Новости/Максим Блинов
С самого зарождения "Исламское государство" (организация запрещена в России) доказало, что его бородатые боевики-хипстеры умеют лихо управляться не только со взрывчаткой и огнестрельным оружием, но и с навороченными видеокамерами и программами для монтажа. Одна из главных побед ИГИЛ – захват Интернета и постоянные теракты на просторах социальных сетей и анонимных имиджбордов.
Кровожадная интернет-публика с замиранием сердца следила за тем, как люди в чёрных балаклавах топят, сжигают и расстреливают безмолвных пленников в оранжевых робах. И всё это в HD-разрешении, под устрашающие нашиды, иногда даже с видом от первого лица с использованием модной GoPro.
Самым популярным видео стал расстрел пленных в амфитеатре Пальмиры. Величественные руины; в центре огромное пиратское чёрно-бело полотнище с логотипом ИГИЛ. На сцене на коленях стоят 25 сирийских солдат, за их спиной дети лет 13—15 с пистолетами. По команде они спускают курок.
Это был образцовый вирусный ролик. Соцсети и ленты новостных агентств взорвались. Акция устрашения, эффект от которой, словно взрывная волна, до сих пор гуляет по Интернету, – видео постоянно появляется в WEBM-тредах на самых разных форумах.
Однако, оставив Пальмиру реальную, ИГИЛ продолжал зверствовать в Пальмире виртуальной. Каждый день на глазах у тысяч пользователей дети вышибали мозги солдат на каменную сцену амфитеатра.
Интернет привык на любые ужасы отвечать иронией и даже откровенным высмеиванием. На видеокошмары от ИГИЛ Сеть и впрямь реагировала фотожабами, карикатурами, пародировала и переделывала пугающие ролики. Но нивелировать ужасающий эффект не получилось. Постмодерн не работал на фоне фанатичной веры. Это был смех висельника. Возможно, время скоморошества и пародий прошло? И кровавых варваров сотрёт не смех, не ирония, а классическое академическое искусство?
И вот 5 мая на осквернённой сцене того самого амфитеатра, который в параллельной медиавселенной стал эшафотом ИГИЛ, проходит концерт оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Несмотря на всё ещё активное ерническое кудахтанье оппозиционных СМИ, блогеров и британских послов, концерт был необходим как своеобразный, если угодно, мистический акт информационного очищения.
На месте, ставшем ареной кровопролития, теперь играет музыка. Под вечные композиции Баха, Прокофьева, Щедрина, возможно, уходят в спокойную вечность души убитых здесь пленников.
Осквернённые храмы перед реставрацией принято было заново освящать. К храмам искусства это тоже должно относиться.