Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
10 мая 2016, 12:47

Педагогический садизм

Психолог Виктор Заикин — о том, какие проблемы в начальной и средней школе обнажает "Златоустинский кейс".

Фото: © L!FE/Александр Арутюнов

Фото: © L!FE/Александр Арутюнов

Выводы относительно учительницы, на которую завели уголовное дело за "сложные задания", можно делать только по имеющейся информации. Если всё это так, учительница не права.

Проблема не только в том, что это противоречит закону.

С позиции профессионального психолога это можно интерпретировать как "педагогический садизм".

К сожалению, профессия учителя стала массовой, и нередко в школах работают психологически покалеченные люди — травматики, невротики, нарциссы, люди с пограничными расстройствами. Отличить их от "нормальных и здоровых", увы, можно только после таких инцидентов.

Даже если допустить, что мотивы у учителя были "добрые", что из того? Чего она хотела добиться от малышей? Чтобы они стали "умными"? Как человек, работающий в школе, может не понимать, что у каждого ученика есть индивидуальные особенности? Если ученик уже в первом классе способен много понять, с интересом много читает и легко всё запоминает, надо это развивать и поддерживать.

Если учёба даётся ученику с большим трудом (и это тоже нормально), его следует грамотно наставлять, учить запоминать, думать. Зачем равнять под единый шаблон всех? Условия, чтобы эта деятельность была успешной, прекрасно известны: положительный эмоциональный фон, свобода, доверие к ученику и ориентация на его личность.

Но я бы не хотел идеализировать учеников. Ученики не всегда ангелы. Часто бывает, что учитель становится объектом вымещения обид, агрессии, ненависти. Ученик "приносит" всё это в школу — боль, страх, одиночество. Учитель бывает бессилен перед самовыражением ребёнка.

Понять и устранить причины страданий ребёнка бывает просто невозможно, если он воспитывается в неблагополучной семье, подвергается физическому и эмоциональному насилию со стороны других, имеет склонность к психическим расстройствам. Текущий мировой педагогический опыт не умеет работать с этими проблемами. Здесь нужны иные подходы.

Хотелось бы верить, что вмешательство уполномоченного по правам ребёнка Павла Астахова в "Златоустинский кейс" привлечёт внимание к проблемам педагогической культуры и педагогического взаимодействия. Помню, как мы беседовали с моим коллегой о принятом законе "Об образовании в Российской Федерации" (легендарный № 273-ФЗ), и он сказал: "Закон прекрасный! Осталось только научиться его исполнять".

А верить хочется в то, что появится цель сделать из государственной школы такое место, куда с радостью идут все: и ученики, и учителя, и родители. А поиски комплексных решений только в наших руках.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров