Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
12 мая 2016, 09:30

Приводят ли компьютерные игры к криминалу?

Поиграл, упоролся, убил – образ геймера-маньяка как приговор всем нам. Так правомерен он или ошибочен?

Фото: © flickr.com/greg westfall

Три года назад на телеканале НТВ вышло судебное шоу о разработчике игры "Чёрный топор", который якобы запытал до смерти журналиста за разгромную рецензию. Ну чисто разборка алкашей из-за пузыря – в таком свете масс-медиа и раскрывают тему. Геймеры-убийцы, ядовитые ГМО, проклятие Тутанхамона – валите всё в одну кучу, не ошибётесь. А чуть запахнет подростковым криминалом, так сразу повинны электронные развлечения, будто более важных проблем не существует. Фраза "у несовершеннолетнего преступника на компьютере были обнаружены игры" стала уже расхожим штампом, хотя, согласитесь, у какого юноши машина простаивает без оных? В таком раздувании слона из мухи было бы полбеды, если бы не возможные последствия.

Конечно, нет дыма без огня, и shit, образно выражаясь, happens. 4 октября 2015-го в Миассе Челябинской области школьник, которому запретили играть, зарезал ножом мать и серьёзно ранил отца, после чего сам сдался полиции. Недавно убийца был признан невменяемым. Увы, это не единственное преступление такого рода. В посёлке Фруктовый, что под Вологдой, девятиклассник Алексей Рудяков зарубил мать топором за то, что она отказалась ремонтировать компьютер из-за плохой успеваемости сына. А 15-летний Ярослав Мельниченко из Краснодарского края лишил жизни родителя после запрета играть в Gothic.

Аналогичная ситуация в 2007-м доконала Дэниела Петрича из Огайо: подросток так хотел вернуться к Halo 3, что пристрелил родителей, спрятавших от него Xbox 360. Джейсона Хендрикса из кентуккийского города Корбин тоже лишили любимых развлечений, в результате чего 16-летний оболтус прикончил отца, мать и младшую сестрёнку. Трагический перечень можно продолжить, но для дела хватит нескольких штрихов: причиной срыва у этих преступников стал именно запрет, а не желание проверить игровые механизмы в реальной жизни.

Впрочем, есть примеры прямой связи между играми и агрессией. В июле 2003-го года Дэвин Мур устроил локальный Vice City: напал на полицейский участок, расстрелял двух офицеров и оператора службы 911, а затем угнал патрульную машину. Это послужило основой поданного в Алабаме иска против Rockstar Games, аргументы которого разбил основатель ESA Дуглас Ловенштайн. А в 2008-м шестеро нью-йоркских подростков под впечатлением от той же Grand Theft Auto затеяли настоящий дебош — с грабежом прохожих и рихтовкой авто при помощи бейсбольных бит. Если каждый из этих ребят явно рассорился с головой, то случай из луизианского городка с характерным названием Slaughter (англ. "резня") – свидетельство безумия взрослых. Здесь восьмилетний ребёнок после сеанса GTA убил свою бабушку из пистолета.

А как вам возмездие за обиды, причинённые в виртуальном мире? Жюльен Барро потратил семь месяцев на поиски своего оппонента по Counter-Strike, чтобы пырнуть его ножом. То есть картина вырисовывается страшная, чтобы не сказать апокалиптическая. Начитаешься такого – и поневоле уверуешь в заговор разработчиков. Но есть нюанс: в наиболее громких инцидентах связь между играми и криминалом явно притянута за уши. Ну кому может прийти в голову забросать коктейлями Молотова синагогу в Нью Джерси? Конечно же, геймеру: адвокат 19-летнего Энтони Грациано построил защиту с упором на игроманию парня, из-за которой тот и слетел с катушек. Александра Копцева, ворвавшегося в синагогу с ножом, тоже попрекнули увлечением Postal 2, хотя истинные мотивы обоих поступков, казалось бы, лежат на поверхности. Со стрельбой в учебных заведениях та же тень на плетне.

В 1999-м, когда Эрик Харрис и Дилан Клиболд устроили бойню в школе "Колумбайн", следствие обнаружило, что оба молодых человека были фанатами шутера DOOM, для которого даже придумывали уровни. Кимвир Джилл, стрелок из канадского колледжа "Доусон", увлекался, естественно, сериалом Hitman. В доме, где жил убийца собственной матери и двадцати школьников из "Сэнди-Хук" Адам Лэнза, полиция обнаружила такие поистине жуткие вещи, как Call of Duty, Dead or Alive и Dance Dance Revolution. А 8 февраля 2016 года экспертиза окончательно установила расстройство психики у другого малолетнего убийцы – Сергея Гордеева, открывшего двумя годами ранее пальбу в московской школе №263. Стоит ли говорить, что в прессе особо отметили увлечение парня экшенами вроде GTA и Mafia?

Следите за руками: конфликты на учёбе и дома, социальные неурядицы, личные драмы преступников и их круг общения здесь будто не при чём. На родителях, не нашедших общего языка с отпрыском и плевать хотевших не только на возрастной ценз, но и вообще на всякий контроль потребляемого чадом контента, тоже нет вины. Зато вина лежит на братьях Хаузерах из Rockstar. Ни тяга журналистов к дешёвым сенсациям, ни стремление некоторых блюстителей закона насильно внедрять свою систему ценностей не имеют значения – "игры убивают", и всё тут. Да, а ещё убивают автомобили, лестницы, балконы, деревья и детские площадки. Если кто забыл, нести смерть можно и во имя Всевышнего, чему в истории есть немало подтверждений. Тем не менее, сегодня условный рефлекс у публики вырабатывается именно в отношении игр. Что это, как не поиски чёрной кошки в тёмной комнате?

Поскольку игры – это не только развлечение, но ещё лакмусовая бумажка технологий и поп-культуры, отмахнуться от них нельзя. Всё равно что проигнорировать кино и беллетристику. С другой стороны, неразумно смотреть сквозь пальцы на насилие, вдохновлённое поведением персонажей из виртуальных миров. В конце концов, признался ведь Андерс Брейвик, что кое-чему обучился по Call of Duty: Modern Warfare 2 – заявил ли он это в шутку или всерьёз, по большому счёту не важно. Любой неосторожно раздутый инфоповод сеет панику, когда люди в массе забывают, что на каждого Брейвика или Лэнзу найдутся миллионы нормальных геймеров, и не помышляющих отнимать у кого-то жизнь.

После стрельбы в школе «Колумбайн» общественность США тоже билась в истерике – одни заголовки газет чего стоят. В июле 1999-го передовица Denver Post заверяла читателей, что «виртуальная реальность провоцирует массовую бойню». А редакция Pittsburgh Post-Gazette в статье «Days of Doom» (можно перевести, как «дни DOOM'а» либо «дни Страшного суда») акцентировала внимание на том, что преступники – в первую очередь поклонники шутера от id Software. Не отстал от тренда даже президент Билл Клинтон, выступивший с речью о культе насилия во всех сферах медиа. И так – после каждого подобного происшествия. Интересно, скольких вполне адекватных ребят родители лишили приставок на волне этакой шумихи?

Появились и крестоносцы запретительного движения – например, адвокат Джек Томпсон, выступавший, кстати, обвинителем в деле о нападении на участок в Алабаме. Томпсон с активностью орла над прометеевой печенью клевал Rockstar за сериал GTA, да и других разработчиков, но в итоге вышел за рамки этики и расстался с лицензией. Однако дело его живёт и процветает, можете не сомневаться. В такой ситуации возражения профильной прессы если и влияют на кого-то, то только на геймеров, а вовсе не на публику в широком смысле.

Более весомые аргументы "за" и "против" предоставили психологи и, в частности, APA (American Psychological Association) – весьма авторитетный для США источник. Изучив все опыты и эксперименты с 2005-го по 2013-й, организация вознамерилась закрыть вопрос в отчёте 2015 года. Хотя там отмечено, что в большинстве исследований хромает методология, а данные кое-где взяты с потолка, прямая связь между играми и агрессивным поведением всё-таки есть. Думаете, дело заперли в сейфе? Как бы не так. В ответ на это 230 учёных со всей страны, среди которых едва ли не каждый – геймер ("Теория Большого взрыва" не даст соврать), галантно предложили APA выкусить накось. Почему? Да потому что на стороне молодой профессуры оказалась статистика.

Ещё в августе 2005-го журнал Economist обратил внимание на жутко интересный факт: чем больше в стране продают игр, тем ниже градус преступного насилия. В 2012-м эти данные подтвердили не где-нибудь, а в ФБР – количество насильственных преступлений по мере развития геймдева действительно упало по наклонной. Сама же APA указала в отчёте, что уровень криминала среди подростков после релиза DOOM и до наших дней достиг 40-летнего минимума.

Очевидная же вещь: удобнее стравить ярость, держа в руке мышь или геймпад, а не дробовик. Но так уж мы устроены: что Земля – шар, знали в III веке до нашей эры, а Эратосфен из Александрии даже измерил эту сферу. Но понадобилось кругосветное плавание Магеллана в XVI веке, чтобы самые твердолобые поняли – да, и впрямь шар, чёрт бы побрал этих геометров.

Не путайте тёплое с мягким. Если некий юнец в силу тех или иных причин вздумал пострелять в людей, это не значит, что в целом интерактивные развлечения понудят делать то же самое других его сверстников. А для профилактики неплохо бы взрослым следить за возрастным рейтингом того, чем поглощены их дети, и не разбрасывать огнестрел где попало – глядишь, и не было бы того луизианского хэдшота.

А никак.

Вроде бы есть все шестерни для правильной работы механизма. И ценз RARS, сортирующий продукцию по возрасту, и игровая пресса, и миллионы геймеров обоих полов, и даже какие-никакие разработчики. Да и в культурный контекст игры вписываются как положено – вплоть до того, что их цитируют другие медиа: из литературы можно вспомнить повесть Виктора Пелевина "Принц Госплана", а из кинематографа – "Хардкор" Ильи Найшуллера. Но при этом размах инсинуаций в СМИ беспрецедентен, собак спускают на электронную продукцию – при том, что организаций вроде американской ESA здесь нет, а инкарнаций Джека Томпсона – хоть отбавляй. Представить открытое письмо 230 учёных из РАН (да и 23-х тоже) в защиту игр, сами понимаете, невозможно. Им бы как-то рептилоидов и торсионные поля из общественного сознания вымести, а вы со своими "стрелялками" и "леталками" – окститесь!

Раз в год пригласят какого-нибудь журналиста подискутировать со священником или политиком на камеру, но без толку – это глас вопиющего в пустыне. Какие рейтинги на фоне торрент-трекеров? И какое потребление во время кризиса? Слишком много препон, мешающих играм стать по-настоящему массовым увлечением – не поймите неправильно, на World of Tanks свет клином не сошёлся. У культурного прогресса много граней, и когда метят в каждую, прикрыв две-три, проблем не решить.

Насилие – это вообще бич любого общества. Даже создатели слов "культура" и "цивилизация" развлекали себя боями гладиаторов. Но можно ли его отменить, пользуясь принципом "с глаз долой – из сердца вон"? Например, запретив жестокие игры и фильмы? Нет, конечно. Ведь чаще всего идут на преступление те, кому не на чем и не во что играть, и кто не особо-то знаком с сюжетными поворотами Breaking Bad или любого другого телешоу.

Криминал – прежде всего социально-экономический симптом, а образ геймера-маньяка привлекателен для тех, кто хочет подменить реальные проблемы мнимыми. Разве стали мы кровожаднее, причастившись в детстве к Mortal Kombat 3 на "Сеге"? Да реальность 90-х вытворяла с нами штуки пожёстче, нежели пара красных клякс на спрайтовых ниндзя в трико. Но мы не стали поколением садистов и убийц. А какими будут дети тех, кто запрещает?

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar