Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
11 мая 2016, 15:18

Осаго купить нельзя подделать

Во многих регионах России водители мучают себя вопросом — стоять в очередях и переплачивать за и без того дорогую страховку или рисковать, покупая поддельное осаго

Автовладельцы Волгограда в панике — многие из них не могут оформить страховку осаго. Дело в том, что в офисах большинства страховых компаний вместо радушного приема они встречают очереди и отказы в оформлении под разными предлогами. Желающим приобрести осаго предлагают дополнительные услуги (например, страхование жизни), а в случае отказа оформлять оные — сообщают, что бланки осаго закончились, а когда привезут новые — неизвестно.

Очереди перед офисами волгоградских страховых компаний напоминают о временах развала Советского Союза, люди приходят в семь утра, чтобы занять место, каждый час проводится перекличка. Не услышал свою фамилию или отлучился на минуту — потерял место, добро пожаловать на следующий день. Бланков осаго немного, люди в очередях совещаются, рассуждая кто получит вожделенную зеленую бумажку, а кто в очередной раз на свой страх и риск сядет за руль без страховки.

Автовладельцы и некоторые эксперты сходятся во мнении, что во многих регионах страны (в частности, на юге России) оформлять осаго страховым компаниям невыгодно. Именно поэтому они создают искусственный дефицит полисов.

Однако сами страховщики объясняют очереди несколько иначе. Как рассказал Лайфу собеседник в «Росгосстрахе», в любом из южных регионов работают в среднем от 20 до 30 страховщиков, крупных и не очень. В случае, если небольшие фирмы ограничивают количество выдаваемых полисов, клиенты идут оформлять «автогражданку» в другие компании, например, в «Росгосстрах», который является одним из крупнейших игроков на страховом рынке юга России.

 — Страховые компании в течение последних трех лет провозгласили политику жульничества, отказывают в выплатах под разными предлогами, отказывают в заключении договоров, навязывают дополнительные услуги, просят подать заявление, на рассмотрение которого уходит до 30 дней, заранее, говорят что клиента нет в базе данных, что нет бланков полисов… Это саботаж, который длится уже больше двух лет, считает Виктор Травин, президент коллегии правовой защиты автовладельцев.

Основная причина, по которой небольшие страховые компании ограничивают продажу полисов — большое количество судебных исков по возмещению ущерба после ДТП. По закону, в случае признания размера выплаты недостаточным для ремонта пострадавшего автомобиля, страховая компания выплачивает не только спорную сумму, но и штраф в размере 50% этой суммы. По статистике, больше всего судебных разбирательств проходит именно на юге России — в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Волгограде.

Занимаются этими судебными разбирательствами, как правило, не сами автовладельцы, а набившие в данном деле руку автоюристы, работающие за вознаграждение. Именно их страховщики и считают основной причиной своих убытков во многих регионах. Небольшие компании теряют деньги на спорах с автоюристами и вынуждены либо уходить с рынка, либо переключаться на другие направления страхования, ограничивая продажу осаго.

Крупные же игроки, такие как «Росгосстрах», испытывают недостаток полисов из-за наплыва новых клиентов. Выход, впрочем, есть — замещение денежной выплаты направлением на ремонт автомобиля в специализированный сервис за счет страховщика. Обсуждение этого вопроса между Центробанком и Российским союзом автостраховщиков уже ведется.

Однако дело не только в автоюристах, разоряющих страховые компании и в дефиците полисов. Многие автовладельцы по всей стране заявляют, что им отказывали в оформлении осаго без оформления каких-либо дополнительных услуг. В той же Волгоградской области федеральная антимонопольная служба в ходе внеплановой проверки выявила нарушения допущенные «Росгосстрахом». Компании вынесено предупреждение из-за невозможности оформить осаго через интернет.

Ранее местная пресса сообщала о том, что, ссылаясь на отсутствие бланков осаго, работники «Росгосстраха» отказывали клиентам в оформлении страховки. Зато полис с дополнительными услугами можно было приобрести без проблем, только стоил он в два раза дороже.

Сегодня выяснилось, что ФАС вновь обнаружила факты нарушения прав автомобилистов при оформлении полисов осаго со стороны «Россгостраха», на этот раз в Башкирии. После получения большого количества жалоб со стороны автовладельцев регулирующий орган потребовал от компании предоставить клиентам возможность застраховать ответственность без навязывания дополнительных услуг и очередей. В РСА и ФАС воздержались от комментариев по поводу этих ситуаций.

 — Страховые компании хотят продавать полисы исключительно в благополучных и неубыточных регионах. Согласно закону об «автогражданке» выплаты по осаго должны составлять не менее 80% от сборов компании. На деле же ни разу за 12 лет практики осаго до этого не доходило, — рассказал Николай Тюрников, генеральный директор «ГлавСтрахКонтроль».

 — В среднем, страховые компании выплачивают 50-55% от сборов. За 12 лет эта сумма составила больше 300 млрд руб, которые должны были получить автовладельцы. В Москве, например, страховые компании выплачивают от силы 30% от сборов. При наличии нарушений у страховой компании и игнорировании предписаний Банк России должен отзывать у нее лицензию. Ситуацию можно разрешить только так, — считает Николай.

Представители Центробанка сообщили Лайфу, что проблема с заключением договоров осаго в нескольких регионах, относящихся к Южному федеральному округу, действительно есть. Причины носят комплексный характер: это и деятельность автоюристов и спорные судебные решения. Они приводят к тому, что растет доля нестраховых выплат, связанных со штрафами и оплатой юридических услуг. Некоторые страховые компании навязывают дополнительные услуги чтобы покрыть убытки от судебных процессов.

 — У Банка России есть свой план разрешения сложившейся ситуации — мы предлагаем изменить законодательство, чтобы сделать продажу электронных полисов ОСАГО обязательной для всех страховых компаний с 1 января 2017 года. Сейчас это право, а не обязанность страховщиков. Кроме того, Банк России проводит надзорные мероприятия. Если мы видим элементы навязывания, нарушения страхового законодательства, компании штрафуются, получают предписания о недопустимости такой практики, — рассказали Лайфу в Банке России.

Однако, как считают некоторые эксперты, предупреждения и штрафы не разрешат назревшую ситуацию.

 — Регулирующие органы выискивают нарушения, штрафуют страховщиков, но им все нипочем, эти меры неэффективны. Для крупных компаний эти штрафы слишком малы в сравнению с их прибылью. Оштрафовали «Росгосстрах», к примеру, на пару миллионов рублей — не проблема, завтра клиентам навяжут допуслуг как раз на пару миллионов. Так что по сути регуляторы штрафуют не компании, а тех, кто покупает страховки, — рассказал Лайфу Виктор Травин.

 — Схема навязывания допуслуг очень проста — клиент приходит в офис компании, хочет купить «автогражданку». Никаких проблем, заключите еще и договор страхования жизни на случай падения самолета и получите осаго. А если нет – извините, у нас полисы кончились, приходите через месяц, — продолжил Виктор.

Сами же страховщики не видят в дополнительных услугах ничего страшного. Собеседник Лайфа в «Росгосстрахе» сообщил, что кросс-продажи (реализация двух сходных продуктов) — это нормальная практика маркетинга и любой хороший продавец ее использует. Кроме того, существует пятидневный «период охлаждения», во время оного клиент, который приобрел вместе с осаго какую-либо дополнительную услугу, может от нее отказаться и получить деньги назад. Представитель «Росгосстраха» заявил, что все случаи навязывания дополнительных услуг на местах компания расследует.

Вполне логично, что в условиях очередей, дефицита полисов и переплаты за осаго, многие автовладельцы предпочитают покупать поддельную страховку или ездить вообще без нее. Несмотря на борьбу с «серыми» страховщиками купить пустой бланк осаго до сих пор можно в газели практически возле любого МРЭО. Стоить он будет порядка 1,5-2 тыс. руб., что примерно в 10 раз меньше средней цены «настоящего» осаго. Однако ответственность в этом случае будет достаточно суровой.

Например, Дмитрий З. из Москвы приобрел автомобиль с «открытой» страховкой осаго, до окончания срока действия которой оставалось полгода. Проверить ее подлинность он не подумал, продавец показался надежным. Однако после встречи с сотрудниками ДПС (не первой, кстати) выяснилось, что бланк страховки липовый и Дмитрию пришлось долго доказывать полицейским свою непричастность к подделке документов. Езда с поддельным осаго можно обернуться арестом на срок до шести месяцев, а предъявление такого документа в страховую компанию после ДТП квалифицируется как мошенничество и наказывается штрафом либо лишением свободы на срок до двух лет.

Поэтому многие из тех, кто не выдержал очередей и постоянного подорожания осаго, предпочитают ездить вообще без страховки, оплачивая время от времени штрафы. Но не стоит забывать, что в случае аварии весь ущерб пострадавшему такой любитель экономии будет возмещать из своего кармана.

Как сообщил Лайфу руководитель экспертного совета по дорогам и транспорту ОНФ Армен Оганесян, на улицы Волгограда уже вернулись 90-е годы: примерно 30% водителей ездят без страховки, конфликты в случае ДТП, обычно решаются прямо на месте. Зачастую средствами определения виноватого в аварии выступают кулаки и биты. Поэтому пока ФАС, Банк России и страховые компании решают, как решить проблему с полисами осаго, в лексикон российских водителей вполне может вернуться забытое слово «автоподстава».

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar