65+: что пенсионеры думают о современном искусстве
Вместе с группой подопечных ТЦСО "Мещанский" Лайф сходил на выставку Виктора Пивоварова в "Гараж" и узнал, как пожилые люди воспринимают передовое искусство.
Современное искусство считается прерогативой молодых и активных. Долгосрочное стояние в очереди на популярную выставку, лекции о тонкостях видеоарта, селфи из туалета "Гаража" — обязательные пункты досуга современного горожанина. Пожилых людей на выставках актуального искусства в России встретишь нечасто, поэтому бытует мнение, что пенсионеры "совриск" не понимают и не любят. Вместе с группой людей, кому за 65 лет, Лайф сходил на выставку Пивоварова в "Гараж" и узнал, как им творчество именитого концептуалиста.
Учитывая мой возраст, закостенелость, я очень опасалась идти в “Гараж”. А тут очень даже хорошо оказалось. Обычно я хожу на выставки классического искусства и на эмоциональном уровне воспринимаю его спокойно. Сейчас же пропустила Пивоварова через себя, через свой опыт и жизнь. И знаете, очень многое у нас общее: и коммунальные истории, и ограничения постоянные. Так что выставка мне очень понравилась! Правда, творчество двухтысячных годов было тяжеловато смотреть — там очень много личного, придавливает даже. Мой муж, царство ему небесное, был художником, думаю, ему бы "След улитки" тоже понравился. Он меня всё время просвещал, говорил, что к искусству любого направления нужно относиться с пониманием, толерантно. Вот я и стараюсь.
Я часто хожу в театры, в музеи получается реже, но если есть возможность, я только за, это позитивный опыт. Выставка мне понравилось, пойду сейчас ещё сама поброжу, поближе рассмотрю. Пивоваров такой трогательный, искренний —мне такая позиция по жизни близка. И в "Гараже" хорошо, сделано здесь всё, конечно, в авангардном стиле, но сейчас так модно оформлять — то есть вообще никак не оформлять (смеётся). Но это соответствует тому, что здесь выставляется, духу времени. Ой, забыла у экскурсовода спросить, где же эта улитка из названия? Пойду сама поищу.
Я консервативный человек, родилась и сформировалась в прошлом веке и даже тысячелетии. Но поскольку я здесь, поскольку влезла в 21 век, мне надо всё принимать и понимать. У меня дети, у меня внуки, нужно быть в курсе того, что происходит. Я обязана принимать то, что принимает молодёжь, потому что молодёжь всегда права. Ну правда, за молодыми ведь будущее. Я могу тут кудахтать что угодно, но это вы шагаете впереди колонны, а я плетусь в конце и смотрю на вас.
Конечно, понимать иногда нелегко. Я вот выросла на Микеланджело — и что тут сделаешь, пытаюсь всех художников и все картины с ним сравнивать, а ведь это неправильно! Так нельзя, это другой язык. Как с оперой и опереттой: два разных самостоятельных жанра, их нельзя сопоставлять. Кто-то считает оперетту игривым, лёгким жанром, но это не умаляет её достоинства. Или знаете, можно написать на китайском прекрасный стих, но я не знаю китайского и не смогу оценить! Так и здесь: у Пивоварова надписи прям на картинах, а для меня это чудно, я к этому не привыкла. Но я стараюсь, пойду вот сейчас постою, поразглядываю, подумаю.
Спасибо экскурсоводу — она молодец, хотя и понятно, что бережно к нам отнеслась, показала только часть айсберга, а там ещё можно вгрызаться в Пивоварова и вгрызаться, но это уже задача не для нас. Понимаете, у меня осталось мало времени, жизненного времени… Поэтому я должна любить то, что уже и так люблю, ознакомиться с тем, что нравится другим, и на этом поставить точку. Нужно толерантно относиться к интересам других, ведь все имеют право любить всё, что угодно. Конфронтацию допускать нельзя. Никто не должен говорить: "Что? Тебе Малевич не нравится? Была на Кандинском и не зацепил? Ну вообще…" Вот я была на Кандинском в Третьяковке и должна сказать, что его тексты, русский язык мне нравятся больше, чем, собственно, его картины. Но это моё мнение, и оно не должно ни на кого влиять. Только не надо говорить: вот ты отсталая, тебе в пещеру надо, к динозаврам. Говорите, я очень хорошо анализирую? Так я по профессии биолог, кандидат наук, поэтому я знаю, что могу быть и не права, но анализ должен быть аргументированным.
Честно скажу, мне Пивоварова было тяжело понять, потому как я человек от искусства далёкий и такие мечты, как у него, в моей голове никогда не возникали. Жизнь я прожила приземлённую и трудную. В войну осталась в Москве, сверху бомбили, и нас, детей, гнали по горящему переулку в бомбоубежище, а пули от кирпичных домов рикошетили по ногам. И вот пройдя эти испытания вместе со страной, мне сложно воспринимать его творчество. Может, конечно, у него жизнь полегче была, раз он смог сохранить мечтательность. Как я поняла, Пивоваров к партии не очень относился, критически, а я в комсомоле была, с товарищами везде ездила. Смолоду я любила по музеям и театрам ходить, нас от работы за город постоянно вывозили, путевки давали. Потом, конечно, пошли дети и быт — и культура на много лет отошла на задний план. А сейчас "высокое" в мою жизнь вернула Людмила Васильевна, мы с ней в одном подъезде живём, она меня постоянно вытаскивает.
Я постоянно куда-то хожу, недавно вот в "Стрелецких палатах" была, на телебашню в апреле поднималась. Пивоваров мне понятен, но его художественный язык мне не близок, у нас с ним разные духовные состояния, я не мечтатель, а реалист. Вообще люблю художников прошлых веков, Леонардо да Винчи обожаю, да и вообще итальянцев. Но мне интересно, хочется иметь представление, поэтому хожу и на тех, кто не совсем в моём вкусе.
Я в "Гараже" во второй раз. Первый раз была на выставке студентов. "Гараж", как я слышала, перенесли из здания, где сейчас Еврейский музей, — там я тоже была. Я считаю, что должны быть такие музеи, где современное показывают, ведь не только же у итальянцев должно быть право быть увиденными. И выставки надо делать передвижными, временными, как здесь, чтобы побольше успевали люди смотреть. Гид — молодец, старалась девочка, а без экскурсовода здесь делать нечего, здесь требуются пояснения.
Я сама родом из Латвии, и там у нас таких центров нет, поэтому мне интересно, что да как. Пивоваров, считаю, полезен — расширяет кругозор. Даже задумалась: я-то, например, коммуналки ненавидела, а он к ним с нежностью относится. Кстати, я как-то сама тоже пробовала рисовать, но сочла, что нет способностей, так, иногда с внуком что-то малюю. Вот внука бы я сюда, думаю, привести, мне теперь интересно ему глаза раскрыть. Здание мне нравится, похоже на Центр толерантности.