Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
15 мая 2016, 06:30

65+: что пенсионеры думают о современном искусстве

Вместе с группой подопечных ТЦСО "Мещанский" Лайф сходил на выставку Виктора Пивоварова в "Гараж" и узнал, как пожилые люди воспринимают передовое искусство.

Фото: © L!FE / Дамир Булатов

Фото: © L!FE / Дамир Булатов

Современное искусство считается прерогативой молодых и активных. Долгосрочное стояние в очереди на популярную выставку, лекции о тонкостях видеоарта, селфи из туалета "Гаража" — обязательные пункты досуга современного горожанина. Пожилых людей на выставках актуального искусства в России встретишь нечасто, поэтому бытует мнение, что пенсионеры "совриск" не понимают и не любят. Вместе с группой людей, кому за 65 лет, Лайф сходил на выставку Пивоварова в "Гараж" и узнал, как им творчество именитого концептуалиста. 

Учитывая мой возраст, закостенелость, я очень опасалась идти в “Гараж”. А тут очень даже хорошо оказалось. Обычно я хожу на выставки классического искусства и на эмоциональном уровне воспринимаю его спокойно. Сейчас же пропустила Пивоварова через себя, через свой опыт и жизнь. И знаете, очень многое у нас общее: и коммунальные истории, и ограничения постоянные. Так что выставка мне очень понравилась! Правда, творчество двухтысячных годов было тяжеловато смотреть  там очень много личного, придавливает даже. Мой муж, царство ему небесное, был художником, думаю, ему бы "След улитки" тоже понравился. Он меня всё время просвещал, говорил, что к искусству любого направления нужно относиться с пониманием, толерантно. Вот я и стараюсь.

Я часто хожу в театры, в музеи получается реже, но если есть возможность, я только за, это позитивный опыт. Выставка мне понравилось, пойду сейчас ещё сама поброжу, поближе рассмотрю. Пивоваров такой трогательный, искренний —мне такая позиция по жизни близка. И в "Гараже" хорошо, сделано здесь всё, конечно, в авангардном стиле, но сейчас так модно оформлять — то есть вообще никак не оформлять (смеётся). Но это соответствует тому, что здесь выставляется, духу времени. Ой, забыла у экскурсовода спросить, где же эта улитка из названия? Пойду сама поищу.

 Я консервативный человек,  родилась и сформировалась в прошлом веке и даже тысячелетии. Но поскольку я здесь, поскольку влезла в 21 век, мне надо всё принимать и понимать. У меня дети, у меня внуки, нужно быть в курсе того, что происходит. Я обязана принимать то, что принимает молодёжь, потому что молодёжь всегда права. Ну правда, за молодыми ведь будущее. Я могу тут кудахтать что угодно, но это вы шагаете впереди колонны, а я плетусь в конце и смотрю на вас.

Конечно, понимать иногда нелегко. Я вот выросла на Микеланджело — и что тут сделаешь, пытаюсь всех художников и все картины с ним сравнивать, а ведь это неправильно! Так нельзя, это другой язык. Как с оперой и опереттой: два разных самостоятельных жанра, их нельзя сопоставлять. Кто-то считает оперетту игривым, лёгким жанром, но это не умаляет её достоинства. Или знаете,  можно написать на китайском прекрасный стих, но я не знаю китайского и не смогу оценить! Так и здесь: у Пивоварова надписи прям на картинах, а для меня это чудно, я к этому не привыкла. Но я стараюсь, пойду вот сейчас постою, поразглядываю, подумаю.

Спасибо экскурсоводу — она молодец, хотя и понятно, что бережно к нам отнеслась, показала только часть айсберга, а там ещё можно вгрызаться в Пивоварова и вгрызаться, но это уже задача не для нас. Понимаете, у меня осталось мало времени, жизненного времени… Поэтому я должна любить то, что уже и так люблю, ознакомиться с тем, что нравится другим, и на этом поставить точку. Нужно толерантно относиться к интересам других, ведь все имеют право любить всё, что угодно. Конфронтацию допускать нельзя. Никто не должен говорить: "Что? Тебе Малевич не нравится? Была на Кандинском и не зацепил? Ну вообще…" Вот я была на Кандинском в Третьяковке и должна сказать, что его тексты, русский язык мне нравятся больше, чем, собственно, его картины. Но это моё мнение, и оно не должно ни на кого влиять. Только не надо говорить: вот ты отсталая, тебе в пещеру надо, к динозаврам. Говорите, я очень хорошо анализирую? Так я по профессии биолог, кандидат наук, поэтому я знаю, что могу быть и не права, но анализ должен быть аргументированным.

Честно скажу, мне Пивоварова было тяжело понять, потому как я человек от искусства далёкий и такие мечты, как у него, в моей голове никогда не возникали. Жизнь я прожила приземлённую и трудную. В войну осталась в Москве, сверху бомбили, и нас, детей, гнали по горящему переулку в бомбоубежище, а пули от кирпичных домов рикошетили по ногам. И вот пройдя эти испытания вместе со страной, мне  сложно воспринимать его творчество. Может, конечно, у него жизнь полегче была, раз он смог сохранить мечтательность. Как я поняла, Пивоваров к партии не очень относился, критически, а я в комсомоле была, с товарищами везде ездила. Смолоду я любила по музеям и театрам ходить, нас от работы за город постоянно вывозили, путевки давали. Потом, конечно, пошли дети и быт — и культура на много лет отошла на задний план. А сейчас "высокое" в мою жизнь вернула Людмила Васильевна, мы с ней в одном подъезде живём, она меня постоянно вытаскивает.

 Я постоянно куда-то хожу, недавно вот в "Стрелецких палатах" была, на телебашню в апреле поднималась. Пивоваров мне понятен, но его художественный язык мне не близок, у нас с ним разные духовные состояния, я не мечтатель, а реалист. Вообще люблю художников прошлых веков, Леонардо да Винчи обожаю, да и вообще итальянцев. Но мне интересно, хочется иметь представление, поэтому хожу и на тех, кто не совсем в моём вкусе.

Я в "Гараже" во второй раз. Первый раз была на выставке студентов. "Гараж", как я слышала, перенесли из здания, где сейчас Еврейский музей, — там я тоже была. Я считаю, что должны быть такие музеи, где современное показывают, ведь не только же у итальянцев должно быть право быть увиденными. И выставки надо делать передвижными, временными, как здесь, чтобы побольше успевали люди смотреть. Гид — молодец, старалась девочка, а без экскурсовода здесь делать нечего, здесь требуются пояснения.

Я сама родом из Латвии, и там у нас таких центров нет, поэтому мне интересно, что да как. Пивоваров, считаю, полезен — расширяет кругозор. Даже задумалась: я-то, например, коммуналки ненавидела, а он к ним с нежностью относится. Кстати, я как-то сама тоже пробовала рисовать, но сочла, что нет способностей, так, иногда с внуком что-то малюю. Вот внука бы я сюда, думаю, привести, мне теперь интересно ему глаза раскрыть. Здание мне нравится, похоже на Центр толерантности.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar