Скёр-скёр-скёр. Преподаватели Pharaoh c журфака проанализировали его творчество
Профессор и доценты МГУ им. М.В. Ломоносова нашли в популярных у подростков композициях пропаганду наркотиков, а также подсознательный страх рэпера перед творческим выражением.
Рэпер Pharaoh — главная восходящая звезда российского рэпа. Заунывные приторможенные треки стали саундтреком жизни тинейджеров из соцсети "ВКонтакте", на концертах артиста стабильный солд-аут и скачущая в экстазе толпа. При такой популярности Pharaoh всё ещё умудряется вести вполне нормальную жизнь. В миру 19-летнего юношу с длинными белыми волосами зовут Глеб Миронов, он учится на журфаке МГУ им. М.В. Ломоносова. Правда, в здании на Моховой Глеба можно встретить редко, обычно он активизируется ближе к сессии, как, впрочем, и половина студентов журфака. Пока рэпер разъезжает по просторам России и СНГ с программой Rock Is Dead, Лайф попросил преподавателей студента Миронова оценить его творчество.
Павел Балдицын, доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной журналистики и литературы анализирует клипы "Идол" и Black Siemens
"Как я понимаю, рэпером этого исполнителя называют только потому, что певцом назвать невозможно, а слово "речитатив" для современной публики слишком сложно. По стилю и содержанию это скорее панк, разве что разбавленный психоделической музыкой: нарочито бессвязный и непристойный текст с намёком на глубокомыслие, употребление матерной лексики и заменяющих её жестов, которые, вероятно, кажутся вызывающими и прикольными 14–15-летним подросткам, на которых рассчитаны песни Pharaoh. Причём это панк гламурный: в клипе певец разъезжает в белом кадиллаке. Есть и прочие модные атрибуты богатой жизни. Один из характерных приёмов этих текстов — перечисление к месту и не к месту названий модных брендов и ярлыков: Nike, Hilfiger, то ли Zipp — производитель велосипедов и принадлежностей к ним, — то ли известный своими зажигалками Zippo, тут же марки оружия — "Узи" или "Магнум".
Купола на солнце, моментально скручен
Десять стильных сучек, но мне с ними скучно
Все друзья ублюдки, мы всегда за кадром
Я ушёл от марок, не вернусь обратно
— фрагмент самой популярной песни Pharaoh Black Siemens.
Клип на хит Black Siemens Pharaoh удалил с YouTube, несмотря на миллионы просмотров. Говорят, рэперу не нравится, что композицию превратили в мем.
Главный смысл этих двух песенок — анархический протест и пропаганда наркотиков. На это указывают детали текста и видеоряда. Герой материт всех: своих девок и друзей, врагов, в общем, весь белый свет, — и вдобавок "крутит пальцы" — и в прямом, и в переносном смысле, демонстрируя наглое самоутверждение. В песнях есть прямые указания и намёки для наркоманов: "Я ушёл от марок, не вернусь обратно"; "Когда Фара курит громко, сук трясёт, будто от Дорна". Думаю, что так и воспринимают подростки эти песни: как это круто — курить травку, лизать "марки" и прочее.
Когда Фара курит громко, сук трясёт, будто от Дорна
Что ты дашь, чтоб упрыгнуть в "кадиллак", как смолы чёрный
И не приближайся к нам, жизнь на дне глубоких ран
Сталь протру твоей футболкой и вернусь назад в туман
— второй куплет трека "Идол" .
Сочинитель явно имеет чувство языка, однако тексты никакого отношения к поэзии не имеют. Если эти песни предназначены для широкой аудитории, то главный эффект создаёт смешение русских и английских слов, нередко имеющие двойной или особый жаргонный смысл. Отсюда впечатление шифра. Я спросил двух своих родственников, молодых людей 18 лет, знают ли они такие слова, как skrrt или skunk, выяснилось, что не знают, однако улавливают общий вызывающий смысл песен, который они сформулировали: "крутит понты" или "утверждает свой статус".
Однако полностью понять тексты невозможно, чаще всего это набор слов по созвучию и необычности, лишь иногда проскальзывают осмысленные предложения, которые вызывают активное неприятие и отторжение слушателя. Наверное, это и было главной задачей сочинителя и исполнителя. Всё это напоминает паскудников, которые матерятся с вызовом из подворотни, пока им не набьют морду, но паскудники в нынешней массовой культуре выступают в гламурной обёртке, что, на мой взгляд, не делает их лучше".
Клип "Идол" на момент написания статьи посмотрели 2 919 886 раз.
Мария Аникина, кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций о причинах популярности Pharaoh
"Нужно детально оценивать сообщество поклонников творчества Pharaoh, а не только ориентироваться на их численность, чтобы определить причины популярности текстов и образа исполнителя в целом. Можно предположить, что в основе принятия и одобрения творчества заложены характерные для различных субкультурных сообществ, понятные подросткам и молодых людям мотивы эскапизма.
Более внимательный анализ локализации поклонников Pharaoh может дать необходимые объяснения одобрения и поддержки социального протеста, который прочитывается в значительной части текстов, описывающих примеры (модели) асоциальных форм поведения, и соответствует в целом стилистике трэп-музыки, осмысливающей борьбу с успехом и попадание в жизненные ловушки.
Идеология хип-хопа, изначально построенная на противопоставлении культур, трансформируется в противопоставление социальных групп и подкрепляет в текстах оппозицию "свои — чужие". Эта оппозиция психологически понятна подростковой и молодёжной аудитории в силу переживаемых возрастных кризисов и отсутствия устойчивого и понятного социального статуса, усугубляемых очевидными отличиями в доступных стратегиях достижения желаемого будущего, осмыслением собственного положения и стремлением к сравнениям себя, ближнего круга и более широкого сообщества.
Также вероятно, что свою привлекательность для поклонников Pharaoh имеет форма текстов, наличие в текстах элементов нецензурной бранной лексики, помещающих исполнителя и цитирующего тексты Pharaoh фаната в ситуацию нарушения принятых норм поведения. Определённую роль играет, очевидно, и наличие своеобразных элементов лирики, выдержанных в едином исполнительском стиле, и возможность соотнесения себя с исполнителем-ровесником, своеобразного переноса мыслей и переживаний автора на собственные практики".
Лариса Касперова, член Союза журналистов, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка размышляет о текстах Pharaoh:
"У лингвистов-аналитиков, занимающихся дешифровкой текстов, есть одно правило: нельзя анализировать произведения тех авторов, которые им не близки, не изучены как личности, как представители определённых течений, определённого исторического времени и т.п. Поэтому не считаю, что я могу давать интерпретации текстов Pharaoh. Постараюсь поделиться только некоторыми размышлениями.
Понятно, что данные тексты — это творческий манифест одного из современных субкультурных направлений, — "Dynasty сияет"! Если вы заинтересовались каким-либо текстом, определитесь: вы воспринимаете или не воспринимаете это направление. И если всё же хочется понять смысл, то выполните несколько шагов исследователя. Во-первых, надо прояснить значения всех слов, в том числе сленговых, заимствованных. Зачастую лучше поинтересоваться у автора или представителей этого направления о значениях некоторых многозначных слов (например, у Pharaoh — skrrt — скёр).
Как правило, в таком творчестве всегда есть идея субкультуры, и она упорно транслируется во всех текстах. Это проявляется как на уровне лексики (узко распространённый сленг (сканк), названия одежды (в мёртвых nike'ах), атрибутов (зелёные стрелки) — символов субкультуры и пр.) и активного нарушения грамматики, так и на уровне повторяющихся мотивов: претензия на оригинальность, избранность, закрытость от чужих. Всё это обычно свойственно подростковому и юношескому андеграунду. Можно было бы усмотреть интересную тему протеста против цифрового общества: это стадо в "Инстаграме". Но когда видишь, что PR данного исполнителя активен именно в Интернете, понимаешь, что это только слова. И, конечно, не могу обойти вниманием строку Я типа как новый Есенин: *** девок / И стихи им читаю. Ну вряд ли Есенина помнили бы целый век, если бы его пребывание на этой земле сводилось к двум нехитрым действиям. В том-то и дело, что поэты постоянно находятся либо в процессе ожидания (томления) нового творческого акта, либо в процессе творчества, весь быт проходит фоном в их жизни.
Многие литературные направления начала ХХ века тоже "отбирали" своего читателя, но там был культ глубокого текста или интересной формы, а не общей объединяющей эмоции. В этом секрет долголетия многих произведений. Нашему молодому автору могу сказать, что по анализу всех его текстов получается интересная вещь: есть одна стихия, которая активно им транслируется, — это стихия воды (море, тонуть, раны и пр.). Подсознательно так обычно проявляется страх перед рождением, творческим выражением, но и острое желание наконец-то родиться миру (как? в какой роли? не лучше ли не рождаться — умереть? "Мама, я — проблема!"). Отсюда и выбранное направление. И ещё, не буду сейчас читать морали, но активное употребление в текстах темы смерти и наркосленга накладывает серьёзную ответственность на автора за судьбу его поклонников. И это меня, как взрослого человека, волнует большего всего".