Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
18 мая 2016, 12:29

Фотокамера по цене квартиры

Что может и что не может фотоаппарат ценою в миллион рублей? Чтобы ответить на этот вопрос, Лайф протестировал камеру Nikon D5 на концерте Гергиева, встрече с Кончаловским и матче премьер-лиги ЦСКА — "Краснодар".

Фото: скиншот видео youtube/Nikon Asia

Фото: скиншот видео youtube/Nikon Asia

Несколько слов о протестированном оборудовании. В нашем распоряжении оказался набор из "тушки" Nikon D5 (500 000 руб.), телеобъектива Nikon 400/2.8 (600 000 руб.) и второго объектива Nikon 70-200/2.8 (160 000 руб.). Вес предназначенной для съёмки на большом расстоянии связки Nikon D5 + 400/2.8 превышает 5 килограммов. Эту систему проблематично использовать без монопода, хотя вид у вас, конечно, будет крайней мужественный. И, поверьте, никто не предпочтёт всю эту фотографическую утварь более легковесным и менее дорогим альтернативам, если эти альтернативы будут полноценными. Любая зеркалка больше и тяжелее беззеркалки, но когда речь идёт о, например, спортивной съёмке, разница становится просто комичной. Ниже – фотокамера Sony A6300 с телеобъективом и Nikon 400/2.8. Даже с поправкой на разницу в классе – всё равно выглядит впечатляюще.

Да, технически Nikon D5 – безупречная вещь, настоящий танк. Мы остановимся на каждой детали, заслуживающей внимания. Но помните, снимает не камера, а фотограф. А лишний вес уверенно отбивает желание снимать у очень многих из них. Поэтому каждый раз свой вздох удивления смело делите на несколько килограммов.

Экстерьер

Nikon D5 внешне ничем не отличается от своих предшественников. Какая-то кнопка уехала в одну сторону, какая-то в другую, но никаких кардинальных перемен здесь не наблюдается. Это всё тот же массивный булыжник, у которого светятся клавиши. Положа руку на сердце, неужели кто-то примет решение о покупке этой камеры на основе того, как на ней меняется ISO?.. Так вот, теперь клавиша регулировки ISO расположена сверху. 

Nikon

Главное отличие от предыдущих моделей становится явным, когда вы прикасаетесь к фотоаппарату. Наконец-то Nikon установил сенсорный дисплей в свою топовую зеркальную камеру. В подтверждение наших слов о том, что "беззеркалки" чаще всего лучше "зеркалок" технологически, заметим, что на них тачскрин появился уже довольно давно. В случае же с Nikon ждать их внедрения пришлось аж до 2016 года. Практически через 10 лет после выхода первого iPhone.

Но надо отдать компании должное, работает экран просто великолепно. Вы не почувствуете никакой разницы по сравнению с тем, как вы обычно листаете фотографии на своём смартфоне. Их также можно масштабировать разведением пальцев, а уменьшенные превью прекрасно скролятся вверх-вниз. Это потрясающе удобно. Если бы этот дисплей ещё и откидывался, ему бы не было цены. В Nikon D750 такой есть, и любой, кто хотя бы раз пользовался чем-то подобным, подтвердит, что с ним гораздо лучше, чем без него.

Ещё одно отличие от D750 — отсутствие режима Qc. Благодаря ему можно вести бесшумную серийную съёмку. Невелика потеря, серийной её всё равно назвать трудно. Куда важнее, что она действительно достаточно тихая даже для съёмки на концертах.

Gergiev

Обзор технических характеристик

В Nikon D5 установлен процессор Expeed 5, который в сочетании с другим "железом" позволяет совершенно не беспокоиться о том, что камера в самый ответственный момент будет пережёвывать имеющуюся информацию вместо того, чтобы собственно снимать. Производителю удалось достичь такой производительности, что встретиться с такими неприятными явлениями, как, например, переполнение буфера, попросту невозможно. Раньше кончится память на карточке памяти. Их, кстати, теперь можно поставить две формата xQd, а можно и поменять один из слотов на стандартную CF.

Матрица тоже установлена новая. Вполне закономерно, что она получила большее разрешение. Если это позволяют технологии, почему бы и нет? Объёмы носителей выросли, разрешение дисплеев выросло ещё больше, надо соответствовать.

Также выросло и максимальное разрешение записи видео. Теперь это 4К (3840×2160) с частотой 30 кадров в секунду. Длительность такого видео ограничивается тремя минутами. И похоже, что, дочитав до этого места, многие сделают у себя пометку в голове, что 4К здесь только на бумаге. Возможно, так оно и есть. Если получасовое ограничение для Full HD вызвано таможенными и налоговыми тонкостями, то в данном случае найти объяснение трудно.

При всём при этом выросла и максимальная светочувствительность ISO: сейчас это немыслимые 3 280 000 в расширенном диапазоне Hi-5. На данный момент это рекорд среди всех камер. Разумеется, никто не будет на таких значениях постоянно снимать. Но порой, чтобы сделать тот самый кадр, приходится прибегать к экстремальным методам.

Большинство фотографий, которые вы видите в Интернете, редко превышают 1200 пикселей по длинной стороне. Уменьшенные до такого размера фотографии стерпят любое ISO, которое может встретить на практике репортажный фотограф. Фотография ниже сделана на значении ISO 18 000. С технической точки зрения она практически совершенна и имеет большой запас для дальнейшей доводки резкости без риска нарваться на неприемлемые шумы.

Этой камерой будут снимать войны, Олимпийские игры, стихийные бедствия и массовые протесты. Поэтому, как и все предыдущие модели, она защищена как броневик и может быть использована в бою.

Фокусировка осталось фирменно выдающейся: тяжеленные стёкла объектива Nikon 400/2.8 гоняет примерно с такой же скоростью, с какой условный D600 ворочает фикс 35/1.8.

Скорострельность осталась на том же уровне и вряд ли дело в том, что в Nikon не знают, как сделать камеру быстрее, — просто больше не нужно. Это всё те же 11—12 кадров в секунду, в течение которых камера успевает ещё и перефокусироваться.

Скорость фокусировки через Live View ощутимо меньше, но достаточно высока для тихой съёмки всё тех же концертов, а благодаря сенсорному дисплею наводиться через дисплей стало намного комфортнее. Ещё один способ фокусироваться  через дисплей смартфона. Камера поддерживает Wi-Fi, однако фирменному приложению Nikon Wireless Mobile Utility по-прежнему уделяется недостаточно внимания, его стабильность и скорость работы — весьма посредственные.

В работе

Главный вопрос, который мучает каждого, кто узнаёт стоимость этой камеры,  почему, чёрт побери, она столько стоит? Ответ можно свести до одного слова. Скорость. Всё дело в скорости. Нет камеры суммарно быстрее. Она быстро фокусируется, быстро соображает, быстро пишет файлы на карточку. И делает это с таким большим отрывом от всех остальных, что называть одним и тем же словом "фотокамера" её и все остальные изделия с объективом и матрицей не поворачивается язык.

Важно понимать, Nikon D5 — это спецсредство. Нет никакого смысла покупать её, чтобы снимать кошек и цветы. Более того, даже не для каждого мероприятия она подойдёт. Мы снимали встречу Кончаловского со студентами-экономистами, и как же фотограф бесил Андрея Сергеевича своим стрекотанием.

А без стрекотания она не может. В режиме тихой или покадровой съёмки она превращается в D610 — никакой разницы. Аналогично и с концертом симфонической музыки: миллионные рабочие ISO не нужны практически никогда, а 12 кадров в секунду во время исполнения Чайковского сдадут вас с потрохами, и в следующий раз в качестве профилактики полетите в Пальмиру уже вы.

Для этой камеры есть вполне конкретные сценарии использования. Серьёзные люди не будут вешать на неё объективы с фиксированным фокусным расстоянием и вряд ли будут часто снимать на неё в RAW. Это всё для творчества, а Nikon D5 – терминатор без души. Фотографии, сделанные на это устройство, будут вмиг разлетаться по информационным агентствам. Поэтому особенно важно, чтобы снимки с неё выглядели пристойно и без постобработки. Однако в отношении качества снимков не всё идеально (оригиналы можно скачать здесь).

anti

В целом Nikon верен себе: первоклассная фокусировка, огромный динамический диапазон и красный, способный прожечь роговицу. Красота и эстетика — понятия субъективные, но существуют законы цветовой гармонии. Здесь как и в музыке: доминантсептаккорд звучит приятно, а малая секунда — ужасно. Зато работа автоматического баланса белого не вызывает серьёзных нареканий.

В сравнении с конкурентами

Предыдущая модель D4s проигрывает D5 абсолютно во всём, и было бы странно ожидать другого. Принципиальной разницы с Canon EOS-1D X нет, есть только общие системные различия, как то: цепкость фокусировки (у Nikon традиционно лучше), динамический диапазон (тоже в пользу Nikon) и разная цветопередача (плоха у обоих). Бросать Canon и покупать Nikon если и стоило, то уже довольно давно, начиная с D3s.

Единственное, чего этой камере стоило бы опасаться, — это беззеркальные системы. Они уже увели у Nikon многих фотографов, которым носить с собой столько стекла и металла не хочется. Однако всех этих людей объединяет то, что им и раньше пользоваться Dx-серией было не особенно-то и нужно. Тем же, для кого подобная камера — производственная необходимость, может, и хотелось бы снимать футбол чем-то, что умещалось бы на ладони, но им пока такой возможности не предоставлено.

Во время футбольного матча ЦСКА с "Краснодаром" на "Арене Химки" я в этом убедился окончательно. У нас с собой были две камеры: Nikon D5 (с Nikon 400/2.8 и Nikon 70-200/2.8) и уже упомянутая Sony A6300 с 70-300/4.5-5.6. Разница ощущалась примерно так:

Быстро выяснилось, что подобная аналогия уместна не только для их габаритов. Снимать на Sony было невыносимо. Да, всё того же Кончаловского на неё фотографировать — самое то, он бы и сам этому обрадовался. Но в жёстких рабочих условиях спортивного матча она из автомата Калашникова превращается в водяной пистолетик. Было чувство, будто Ахмед Муса вот-вот посмотрит на неё, сделает крайне жалобное выражение лица и промолвит: "Парень, не позорься".

football 1

Позориться мы действительно больше не хотели и снимали дальше только на Nikon D5.

football 2

Почувствуйте разницу.

Итого

Приятно понимать, что ты можешь поставить выдержу хоть 1/8000 секунды при съёмке в помещении и всё равно получить качественную картинку. Приятно понимать, что точность попадания в кадр упирается уже в технические возможности камеры, а не в твою собственную реакцию. Приятно понимать, что ты снимаешь фотоаппаратом за миллион в проливной дождь, а зонт нужен только тебе, а не ему. Нет репортажной камеры совершенней. И, видимо, до Nikon D5s так оно всё и останется.

Но при всём этом...

Зеркалки вымрут. Они всё больше напоминают динозавров накануне палеогена. Такие большие, злые и сильные, но, увы, обречённые. Убористые беззеркальные системы с крохотными матрицами, казалось бы, выглядят несерьёзно. Но они уже давно обошли этих грозных мускулистых тиранозавров как в удобстве эксплуатации, так и зачастую технологически. Скоро догонят и во всём остальном.

Да, инструменты наподобие Nikon D5 останутся, потому что это штучный товар, как спорткары. Они не будут массовыми, не станут дешёвыми и умрут в своём классе самыми последними. Но несмотря на это, миниатюризация всё очевиднее наступает на горло "зеркалу" — от года к году появляется всё больше способов сымитировать то самое "зеркальное" бокэ (эффектное размытие заднего плана), начиная с программных алгоритмов обычных смартфонов и заканчивая смартфонами с двумя объективами. Первыми среди "зеркалок" приняли удар начальные модели, хипстеры предали их и перешли на условные "айфоны" с селфи-палками.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar