Новый взгляд на гендерную принадлежность парфюма
Всегда ли женские ароматы только для женщин, а мужские только для мужчин? Что если отбросить рекламные постеры и посмотреть на парфюмы по-новому?
Сегодня ароматы с нотами розы считаются исключительно женским парфюмом, а фужерные (травяные, лесные) — мужским. Однако если вспомнить историю, окажется, что изначально такого разделения не было. В конце XIX века мужчины и женщины пользовались тем, что им нравится, не задумываясь о том, мужской это аромат или женский. Самые первые духи Jicky, созданные в 1889 году Эме Герленом, были фужерными. Они получили признание как мужчин, так и женщин. Даже в названии аромата скрыта двойственность: с одной стороны, духи были названы в честь возлюбленной парфюмера, с другой стороны, это сокращённое имя его племянника — Жака.
В духах Coty La Rose Jacqueminot, созданных в 1904 году, доминирует яркая пышная роза с ладаном. Однако и это был аромат унисекс. Из известных исторических личностей ими любили пользоваться дочь Николая II Ольга, поэт Михаил Кузмин и писатель Александр Куприн.
Парфюмерная промышленность развивалась всё быстрее и быстрее. И для активных продаж решено было разделить ароматы по гендерной принадлежности. Однако если посмотреть на компоненты и звучание некоторых из них, мы увидим, что очевидной разницы нет. Всё дело в химии кожи: на женской коже даже самые брутальные мужские ароматы звучат более сладко, а на мужской коже женские ароматы, наоборот, приобретают лёгкую горчинку. Поэтому по большому счёту один и тот же аромат можно продавать и мужчинам, и женщинам, лишь изменяя название и один — два ингредиента в составе.
Парфюмерный эксперт, критик и тренинг-менеджер Мария Кондратьева:
— Можно сказать, что сейчас, особенно с расцветом нишевой парфюмерии, мы возвращаемся к истокам. Явный поворот к унисекс ароматам в индустрии начался в 90-х. Марка Calvin Klein выпустила супер популярный CK One, который предназначался всем. Сейчас многие марки не делят свои ароматы на мужские и женские и не выделяют никак флаконы по половому признаку. Причин много: и общая эмансипация общества, и стремление освободиться от внешних рамок, и размытие гендерных ролей, и само развитие индустрии — многие парфюмеры и марки не хотят ограничивать ни свободу творчества, ни целевую аудиторию своих ароматов. На мой взгляд, такой подход разумен — не стоит ограничивать себя при выборе ароматов: если вам нравится парфюм, который носит ваш мужчина, попробуйте носить его сама.
Например, мало чем отличаются мужской Habit Rouge Eau de Parfum Guerlain и женский Shalimar Guerlain. В основных компонентах этих ароматов много пересечений. В верхних нотах, так называемой "голове" композиции, парфюмы Guerlain совпадают по четырём ингредиентам, в основном цитрусовым, которые можно ярко слышать в самом начале. Также Habit Rouge и Shalimar родственны по трём компонентам сердца — пачулям, розе и жасмину. К слову, ноты сердца — это основной и характеризующий запах любого парфюма, который остаётся на коже несколько часов.
Кроме того, оба аромата прекрасно раскрываются на мужской и женской коже. В Habit Rouge чуть больше помадности и пудровости, а цитрусы — более леденцовые.
Практически все мужские и женские шипры — это унисекс ароматы: в них много яркой зелени, горьковатой кожи и мха. В условно мужские версии добавляют чуть больше древесных нот, а в условно женские — цветочных.
Сухие древесные ароматы из-за отсутствия в них явной сладости и фруктовости относят к мужским, однако многие женщины отдают им предпочтение вместо фруктовых компотов.
Encre Noire Lalique — это парфюм для мужчин, который принадлежит к группе древесных фужерных ароматов. Верхняя нота: кипарис; нота сердца: ветивер; ноты базы: мускус и кашмирское дерево. На мужской коже аромат ощущается как более сухой и дымный, а на женской становится более съедобным, появляются ноты несладкой малины и черноплодной рябины.
Гурманские ароматы относят, как правило, к женским. Однако и они раскрываются на мужской и женской коже совершенно по-разному. Например, мужской восточный гурманский A*Men Pure Coffee Thierry Mugler с нотами пачулей, мускуса, кофе, ветивера и белого кедра на женщинах звучит более кофейно-шоколадно-вишнёво. На мужской коже слышны древесно-кофейные ноты.
Кожаные ароматы смягчаются и запудриваются на женской коже. Например, женский аромат Kelly Caleche Hermes (верхние ноты: ландыш, белый нарцисс, грейпфрут; средние ноты: мексиканская тубероза, роза из Непала; базовые ноты: кожа, ирис) на женской коже раскрывается кожей, пудрой и цветами, а на мужской — яркой терпкой кожей с цитрусами.
Dior Homme на мужчинах звучит более ярко-зелёным аккордом с доминирующими нотами бергамота, кардамона и ветивера, а на женщинах превращается в красивый пудровый аромат с ярко выраженным ирисом и какао. Верхние ноты: лаванда, шалфей и бергамот; ноты сердца: ирис, амбра, какао и кардамон; ноты базы: пачули, кожа и таитянский ветивер.
Некоторые парные ароматы вполне можно поменять местами из-за схожего звучания, например, Obsession Calvin Klein for Men и Obsession Calvin Klein for Women. Оба аромата открываются яркой зеленью с цитрусами, переходящими в аккорд тёплых специй и древесности с громким пряно-сладким сандалом, но в женской версии чуть больше сладких фруктов и цветов, а в мужской — корицы.
Точно так же с мужской и женской композициями L'Eau par Kenzo. Оба аромата прекрасно освежают в жару и их часто сравнивают с глотком свежего воздуха или прохладным душем в жаркий день. В мужской версии ярче слышны цитрусы и водные ноты. В женской — лёгкие цветочные ноты и тростник.
Так что при выборе аромата самое разумное решение — не смотреть на надписи "мужской" — "женский", не ориентироваться на рекламные постеры, а пробовать парфюмы на своей коже и экспериментировать.
Ранее Лайф рассказал, как смешивать ароматы.