Как отличить тестовое задание от попытки воспользоваться вашими мозгами
HR-специалисты рассказывают, как распознать работодателя, которому нужны не сотрудники, а идеи по развитию его бизнеса.
— Будучи в поиске работы, я выполнил тестовое задание по запросу одной компании-работодателя, — рассказывает копирайтер Денис Борисов. — Руководство показалось мне адекватным, да и задача была не особенно сложной — написать два поста с афишами мероприятий компании для её сообществ в соцсетях "Вконтакте" и "Фейсбук". Меня сразу должно было насторожить, что мероприятия, которые я описывал, не состоялись ранее, а только планировались. Второй момент, на который мне стоило обратить внимание, — всё общение мы вели только по почте, у меня не было даже номера телефона потенциального работодателя (он откликнулся на моё объявление о поиске работы в Интернете).
Дмитрий Борисов написал для этой компании два анонса, потом ещё несколько — все они появились в группах компании в соцсетях. Потенциальный руководитель спросил его, сколько он хочет получить за свою работу, он назвал сумму в полторы тысячи рублей.
— После этого руководитель сообщил, что сейчас на работе аврал, но когда они разберутся со своими делами, сразу же вышлют гонорар. И исчез. Пост в соцсети — это, конечно, мелочь, но каково тем, у кого крадут серьёзные аналитические статьи или планы развития отдела или компании, например? В итоге я всё-таки смог найти работу в качестве редактора рубрики на информационном портале о безопасности, но всем соискателям советую быть начеку при выполнении тестовых заданий, — заключает Денис Борисов.
В соцсетях и на форумах можно прочитать множество подобных историй, а может быть вы и сами однажды, выполнив слишком масштабное и трудозатратное тестовое задание и не получив "оффера", испытывали неприятное чувство...
Итак, учимся распознавать намерения работодателей по тестовому заданию.
Мы не берём на рассмотрение случаи откровенного мошенничества, когда соискателя просят перевести определенную сумму якобы для отправки договора на подписание или для оплаты работы курьера, который доставит тестовое задание прямо к порогу вашей квартиры. Тут рецепт простой — если у вас под каким-либо предлогом просят деньги, значит связываться с таким "работодателем" не нужно.
А вот с выполнением тестового задания того или иного объёма всё немного сложнее. Большинство работодателей проверяют ваши способности без злого умысла. По словам Марины Хадиной, руководителя карьерного направления HeadHunter, так происходит в 99% случаев. Прежде чем начать подозревать компанию в недобросовестности, нужно понять, что предоставить свои интересные идеи — ещё не значит их реализовать, а это вы сможете сделать уже будучи трудоустроенным на желаемую вакансию.
Однако вероятность попасть в оставшийся 1% заставляет ищущих работу изрядно понервничать. Особенно трудно тем, кто уже попался в эту ловушку однажды и теперь опасается любых тестовых заданий, даже самых небольших. Негативный сценарий, как правило, один и тот же, вне зависимости от сферы. Кандидата могут попросить написать пять (тут у кого на что наглости хватит) текстов на заданную тему при попытке трудоустроиться на позицию копирайтера или редактора сайта. После выполнения задания в приеме на работу отказывают, а спустя время вы видите свои труды на сайте компании без указания авторства. О компенсации, конечно, речи не идёт. Также соискателя могут попросить: написать сценарий передачи, нарисовать несколько вариантов логотипа, разработать макет сайта или концепцию развития отдела или компании.
— Распознать неэтичного работодателя можно по следующим признакам: он предлагает вам представить законченный продукт "от" и "до", ставит в очень конкретные рамки и много раз просит доработать задание, делая его всё сложнее, — говорит Ирина Святицкая, руководитель сайта Career.ru.
А по словам Елизаветы Надеева, менеджера по работе с клиентами Coleman Services, кроме вышеуказанного, вас должны смутить предложения решить кейсы с очень подробными условиями и цифрами, требующие больших временных затрат для проведения аналитической работы и подготовки презентации/предложения. Также недобросовестные работодатели могут попросить соискателей предоставить развёрнутое решение кейса (диск с презентацией, расчеты, детальный план и т.д.). Если речь идет о переводе статьи, то обратите внимание на объём текста — он не должен быть слишком большим и должен носить общий характер или быть неактуальным.
Чтобы было проще разобрться, что есть норма в тестировании кандидатов, Елизавета Слученкова, старший специалист по подбору персонала Kelly Services, напоминает:
- Всегда есть возможность использовать для оценки уровня специалиста уже опубликованные материалы, если у него имеется опыт работы. Например, при устройстве в ИТ-компанию готовые коды и созданные сайты будут достаточным показателем вашей квалификации.
- Хороший работодатель постарается дать задание "здесь и сейчас". "Домашнее задание" часто выполняется с чьей-то помощью или списывается из Интернета, поэтому проверять навыки кандидата лучше всего в режиме реального времени. Проверка кандидата в таком случае должна заключаться в решении какой-то практической ситуации, а не состоять из академических вопросов.
- Иногда работодатели в качестве тестовой задачи могут предложить реальную рабочую ситуацию (не с целью использовать ваши знания, а просто чтобы ничего не выдумывать). Но тогда соискатель должен не решать задачу "от и до", а только смоделировать ситуацию, составить план, определить количество времени, необходимого для решения этого вопроса. Сам подход к работе, её организация — это тоже показатель вашей квалификации.
- От соискателей на руководящие должности может потребоваться составить график, презентацию. Например, кандидату на должность коммерческого директора могут предложить наметить план продаж. Вы можете создать этот план, но комментарий к нему должен быть устным, чтобы ваши идеи никак не использовались. Презентация и графики должны послужить лишь иллюстрацией к вашим знаниям.
Если то, как именно вы должны выполнить тестовое задание, заранее не прописано, Ирина Святицкая рекомендует перенести его в сознательно вымышленные условия — так вы сможете продемонстрировать творческий подход, но ваши идеи будет невозможно применить в конкретной компании. Кроме того, делая тестовое задание, всегда прописывайте возможность дальнейшей проработки вашей идеи после найма. Другим словами, покажите ваш потенциал и готовность реализовать его на практике — тестовые задания существуют именно для этого.
Устраиваясь на работу, необходимо заранее решить для себя, на что вы готовы ради заветного места. По мнению Елизаветы Слученковой, если человек находит "вакансию мечты" и понимает, что конкурс на неё будет серьезным, он должен настроиться тратить время на тестовые задания, на собеседование в несколько этапов — это неизбежно. В крупных компаниях типа Google этапы собеседования могут стать в итоге полезным опытом сами по себе, вне зависимости от результата.
— Да, риски есть, есть компании, которые пытаются за счёт кандидатов решить свои вопросы. Но можно с этим бороться, надо делиться опытом друг с другом в Интернете, — говорит Слученкова.
Елизавета Надеева рекомендует при трудоустройстве ориентироваться на бренд компании: те, кто дорожит своей репутацией, не станут красть чужие идеи для решения текущих проблем.
— Могу сказать, что во многих крупных компаниях тестирование является обязательным этапом прохождения собеседования. Однако следует помнить, что отказ от прохождения теста, неважно, по каким причинами, для работодателя может явиться причиной для отказа от дальнейшего рассмотрения кандидата, — предупреждает эксперт.