Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
25 мая 2016, 11:21

Разгадана тайна строительства Стоунхенджа

Группа специалистов в области экспериментальной археологии реконструировала некоторые аспекты возведения древнего мегалитического памятника, ровесника египетских пирамид. Выяснилось, что вопреки ожиданиям транспортировка многотонных камней на сотни километров без колеса и металлов не была сложным или трудозатратным занятием.

Фото: © wikipedia.org

Фото: © wikipedia.org

Археологи из Университетского колледжа Лондона (Великобритания) провели эксперимент по перевозке крупных каменных глыб на значительные расстояния с помощью простых деревянных салазок, которые тянули по берёзовым круглякам. Оказалось, что этот процесс требует усилий очень небольшого числа людей и идёт куда быстрее, чем считалось ранее. О реконструкции пишет The Telegraph.

Хотя Стоунхендж расположен в Англии, часть камней, из которых он состоит, довольно давно были идентифицированы как уэльские, происходящие из гор Пресели. Долгое время оставалось загадкой: как людям того времени удалось переместить многотонные глыбы на столь большое расстояние? 

Если подъём и установка огромных камней с помощью системы рычагов является относительно несложной задачей, то перевозка целых глыб из Уэльса (на 220—230 километров) казалась довольно сложной, если вообще осуществимой. Усугубляло проблему и то, что каменные монолиты Стоунхенджа появились между 2500 и 2100 годами до нашей эры, то есть они почти такие же древние, как и египетские пирамиды. Археологи Британии находят очень мало металлических артефактов той эпохи и абсолютно никаких признаков колёсного транспорта. Всё это порождало массу гипотез о том, как именно в условиях каменного века могли перевозиться столь крупные объекты.

Исследователи из Университетского колледжа Лондона попробовали обойтись без самых сложных гипотез и применили элементарные деревянные салазки, всё еще использующиеся рядом народностей Индии, имеющих примитивную материальную культуру. Сначала учёные построили экспериментальную "дорогу" из коротких обрезков молодых берёзовых стволов. Затем они уложили кусок камня весом в тонну на два других обрезка, установленных вдоль "дороги" и поперёк нижних брёвен. Привязав верёвки к камню и его опорам, учёные создали импровизированные салазки, или сани, однако без многих деталей, свойственных обычным саням (например, настила).

Когда десять добровольцев потянули за верёвки, они смогли придать камню скорость в 2,15 километра в час. Это значит, что предмет такого веса мог быть доставлен из Уэльса к месту строительства Стоунхенджа с затратой примерно 1000 человеко-часов (без учёта времени на укладку обрезков берёзовых стволов). Привозные камни, использовавшиеся при строительстве этого сооружения, примерно вдвое тяжелее тонны. Однако, как полагают организаторы реконструкции, и для таких объектов было достаточно выделить на перевозку примерно 20 человек. Хотя в то время жители Британских островов уже знали волов, использовать их для передвижения салазок было, вероятно, не самым эффективным решением: волов куда сложнее контролировать, чем людей, да и для прокладки "дороги из брёвен" без ручного труда не обойтись.

Исходя из полученных результатов реконструкторы полагают, что перемещение каменных глыб Стоунхенджа было под силам даже небольшой общине численностью в несколько тысяч человек. Посменно работающие 20 мужчин были небольшой нагрузкой на её трудовые ресурсы. Если это действительно так, то строительство не требовало объединения значительного количества людей, как это считалось ранее.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров