Кулибин из Удмуртии создает летающую тарелку
Аппарат вертикального взлёта и посадки должен стать транспортом будущего, уверен он.
В Ижевске создают прототип летательного аппарата, который в будущем сможет конкурировать с автомобилями. Речь идет о проекте "пассажирской атмосферной летающей тарелки", именно так её описал Лайфу главный разработчик, 35-летний сотрудник Уральского отделения Российской академии наук (Уро РАН) Игорь Шестаков. Для него в этом проекте соединились две давние страсти: авиамоделирование и радиоуправление. Ещё в 6 классе будущий конструктор сделал свой первый радиоуправляемый автомобиль.
Идея создания собственного летательного аппарата пришла к изобретателю тогда же, в школьные годы. Большую роль в формировании интереса к авиастроению сыграл отец изобретателя — Александр Шестаков. Детство Игоря состоит из сплошных изобретений: мальчишкой он пускал самодельные пороховые ракеты. Отец помогал изготовить корпус и стабилизаторы, объяснял принципы создания подъёмной тяги. Затем был вертолёт из консервной банки, правда, первый блин вышел комом: винт раскрутился и порезал юному изобретателю руку. Что-то очень созвучное с пристрастиями отца русской космонавтики Сергея Павловича Королёва.
— Идею летающей тарелки мне подарил отец. Сейчас в проекте меня поддерживает моя девушка Светлана. В детстве был символичный случай — я сооружал штаб на большой берёзе, мне было 9-10 лет, и над нами пролетел кукурузник так низко, что это врезалось в память. Когда было лет 6-7, то в саду приземлился оранжевый вертолёт, это была фантастика. Эти случаи запомнились на всю жизнь, — рассказывает изобретатель.
Поначалу "тарелка" начиналась в рамках студенческой работы в ИжГТУ четыре года назад. Затем Игорь начал вкладывать в неё собственные деньги, став рядовым научным сотрудником "Уро РАН". Казалось бы, проект слишком фантастический и в чём-то даже наивный, но после выставки "ОборонЭкспо 2014" в Жуковском удалось получить правительственный грант (500 тыс. руб.), который ушёл на модернизацию изобретения. Пока удалось создать только компактный макет, поднимающийся на небольшую высоту, но Шестаков убежден, что доведёт машину до полноценного прототипа.
По его словам, аппарат будет оснащён реактивным двигателем. В кабине будет место для пилота и 3-4 пассажиров. Цилиндрический корпус летательной машины соединён радиально расположенными лонжеронами. Двигатель и топливный бак установлены над корпусом в амортизированной мотогондоле. Пассажирский отсек может быть исполнен из композитных материалов. Главный винт "тарелки" — импеллер — защищён специальным аэродинамическим кольцом. Предполагается, что, благодаря этому кольцу, аппарату не будут страшны провода ЛЭП или лёгкие касания с домами, мостами или фонарными столбами.
Верхняя куполообразная "часть тарелки" под винтом — это и есть пассажирский модуль, для изготовления которого потребуются композитные материалы (углеткани) и алюминий. Часть купола будет остеклена — это место пилота, а позади в ряд располагаются пассажирские сидения. Полноценная модель в диаметре будет достигать трёх метров, в высоту — двух или двух с половиной метров.
Собственно, с летающими тарелками из фантастических фильмов этот аппарат роднит только его яйцевидная форма и то, что он должен садиться и взлетать вертикально. Скорее это будет огромный дрон, ведь в воздухе он стабилизируется за счёт работы двух рулевых винтов, компактно расположенных рядом с большим несущим импеллером. А направление движения задаётся с помощью отклонения четырёх рулевых поверхностей, проще говоря, рычагов, которыми управляет пилот.
— Она сможет долететь туда, куда машина не доедет, то есть в лесную или горную местность. Пользоваться ей можно и в городе, где движение затрудняют пробки. Если бы службы МЧС использовали тарелку, то могли бы сэкономить время в пути. Для взлёта и посадки подойдут даже самые маленькие ровные площадки, ведь диаметр машины не превышает три метра, — увлечённо объясняет суть своей работы Шестаков.
Изобретатель рассчитывает выпускать несколько модификаций летательного аппарата: одноместный, средний вариант для четырёх пассажиров, а самая крупная тарелка сможет взять на борт сразу шесть человек. Возможен бюджетный вариант не с реактивным мотором, а с двигателем внутреннего сгорания от ВАЗ-2112 с турбиной (250 л.с.).
Такую "тарелку" можно будет заправить бензином АИ-92 и АИ-95. По оценкам изобретателя, средний расход топлива на 100 километров составит 20 литров, а максимальная дальность полёта, по его прикидкам, составит 300 километров. Снаряжённая масса аппарата в разных вариациях заявляется как минимум революционная — 300-400 кг. И это учитывая возможность брать на борт четырёх пассажиров. Максимальная скорость — 250 км/ч, крейсерская — 150 км/ч.
Эксперты уверены, что идея вполне реализуема при правильном подходе.
— Технически данный проект вполне реализуем. Заявленной мощности двигателя достаточно для поднятия в воздух груза весом полтонны с помощью тяги винта. Надеюсь, что у ребят из Удмуртии всё получится, и мы вживую увидим новый летательный аппарат, — пояснил лётчик, эксперт по авиации Жорж Шишкин.
— Для реализации такого проекта важна не столько мощность двигателя, сколько аэродинамические качества летательного аппарата. Зная, что диаметр винта приблизительно равняется трём метрам, а мощность составляет 250 л.с., такой агрегат может поднять в воздух тонну груза, — считает эксперт центра сертификации малой авиации Юрий Раскачаев.
Похожие разработки уже ведутся как в России, так и за рубежом. К примеру, Псковский государственный университет (ПГУ) проектирует летающий автомобиль: вместо крыльев у машины четыре винта-импеллера, не выходящих за пределы кузова. Британская компания Malloy Aeronautics разрабатывает воздушный мотоцикл, а израильская компания Urban Aeronautics планирует создание пилотируемой летающей тарелки.
Если удастся найти заказчиков в короткие сроки, то к 2021 году может быть налажено серийное производство и выпущена первая массовая модель, уверяет Шестаков. Общие затраты на реализацию проекта он оценивает в 20-30 млн руб. В настоящий момент изобретатель работает над уменьшением веса тарелки, чтобы увеличить дальность полёта и снизить расход топлива.