Регион

Уведомления отключены

31 мая 2016, 06:45

Продавцов софта хотят обязать сдавать его в аренду

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

У пользователей всегда должен быть выбор — купить или арендовать программу, считают в Минкомсвязи.

Продавцов программного обеспечения в России могут обязать предлагать клиентам выбор: купить софт или взять его в аренду. Такую идею озвучил на форуме "ИТ+ Суверенитет" в конце мая директор департамента развития высоких технологий Минкомсвязи Дмитрий Чернов.

— Мне кажется, что надо запретить продажу софта только через лицензии, — заявил он. — У заказчика должен быть выбор: либо он покупает сервис, временное использование лицензий, либо постоянное. Потому что сейчас заказчик несёт грандиозные инвестиционные затраты. Выясняется, что продукт, которым он пользуется, либо не самый хороший, либо дорог, а нет возможности отказаться.

Чиновник, отвечающий за ИТ отрасль, пояснил корреспонденту Лайфа, что покупающие софт компании обрастают активами, которые невозможно продать.

В ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" не прокомментировали идею чиновника из Минкомсвязи.

— Неправильно ограничивать бизнес, — считает гендиректор группы компаний InfoWatch Наталья Касперская. Она напомнила, что при аренде софта (в отличие от покупки по лицензионному договору) клиент должен платить НДС.

— С нашей точки зрения, государственное регулирование в этом вопросе не имеет большого смысла, — говорит Станислав Протасов, сооснователь и глава разработки Acronis. — Лично я не знаю ни одной страны, где бы государство пыталось регулировать эту область.

При этом добровольный переход на продажу софта по подписке идёт во всем мире, отметил он, потому что для производителей программного обеспечения это так же выгодно, как и для пользователей. Производитель, который перевёл своих клиентов на подписку, может более точно предсказывать свой оборот.

— Однако есть факторы, которые могут сдерживать этот процесс, — отметил Протасов. — Когда компания переключает свой продукт со стандартных лицензий на подписку, у неё в текущем квартале или полугодии финансовые результаты, в первую очередь оборот, падают. Допустим, лицензия стоит $100, а подписка — $10 в месяц. Если я закрываю квартал и продал 1000 лицензий, то я заработал $100 тыс. Если я продаю ПО по подписке и закрываю квартал — это $30 тыс. (три месяца по 1000 подписок в $10). Соответственно, в моменте для компании это может быть невыгодно. Однако если смотреть на перспективу от одного года до трёх лет, то это может быть вполне выгодно.

Существует как минимум одна отрасль ПО, где переход на подписку невозможен — это заказная разработка, отметил эксперт. Продать продукт, созданный под одного клиента, другому зачастую невозможно — нужна "переделка". Если таких производителей законодательно заставлять продавать такой софт как подписку, то их экономика просто рухнет.

По данным Минэкономразвития, в 2015 г. объём российского рынка ИТ составил 740 млрд рублей — на 9% меньше, чем за год до этого. По данным ассоциации "Руссофт", совокупные продажи отечественных софтверных компаний на внутреннем рынке (включая продажи ПО и услуг по его разработке и поддержке) в 2015 году — примерно $5 млрд. Дополнительно не менее $1,5—2 млрд приходится на зарубежных производителей.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров