За что геймеры ненавидят геев?
Как игровое сообщество реагирует на лиц нетрадиционной сексуальной ориентации? Правда ли, что геймеры на дух не переносят геев и лесбиянок, или же это расхожий стереотип?
Геи в видеоиграх появились давно — в 80-х. Точнее, в 1986 году — тогда вышло детективное текстовое приключение Moonmist, где в одном из сценариев преступницей становилась девушка, любящая замужнюю женщину. Конечно, главные роли гомосексуалам доставались редко, и зачастую их специфические увлечения становились поводом для шуток — но шуток совсем не злых. Например, в Super Mario Bros. 2 мелькал персонаж по имени Бердо, который считал себя девушкой и предпочитал называться Бердеттой. Никаких порицаний, просто забавный факт, вынесенный в инструкцию к игре. Nintendo, впрочем, зацензурила эту деталь, вырезав из западного релиза все упоминания о гендерной принадлежности героя (или героини?).
В те времена Nintendo и SEGA "замазывали" подобные вещи, придерживаясь стереотипа "игры для детей". Однако по прошествии лет компании пустили всё на самотек. Не зря — к 1995 году никто и бровью не повёл, когда в Chrono Trigger герои ввязались в драку с девушкой по имени Фли, которая (внезапно) оказалась женственным парнем в девчачьем наряде. На PC было ещё краше: уже в 1990-м в Ultima VI: The False Prophet можно было заниматься однополым сексом, а в приключенческой The Beast Within: A Gabriel Knight Mystery антагонист приставал к главному герою — и это была важная деталь, раскрывающая образы обоих мужчин.
К чему историческая справка? Перспективы ради. Если порыться в заголовках тех лет, выяснится, что никому не было дела до гомосексуальных отношений в видеоиграх. Ни прессе (докапывающейся до насилия), ни уж тем более аудитории. Подобное отношение сохранялось долгие годы — но в конце "нулевых" случился перелом, первопричину которого довольно сложно найти.
Сегодня мало кого волнует насилие, чего не скажешь о половой жизни персонажей видеоигр. Всему виной актуальные ныне тренды: толерантность, терпимость и желание защищать слабых, даже если "слабые" нормально себя чувствуют. Скажем спасибо Аните Саркисян и Борцам за Социальную Справедливость (Social Justice Warriors, сокращенно, SJW) — они взбаламутили воду так, что теперь все вокруг волнуются по поводу женщин и меньшинств в играх, ведь, по популярному представлению, слишком много историй повествуют о Белых Гетеросексуальных Мужчинах. Видите ли, геймеры-геи и представительницы прекрасного пола чувствуют себя ущемлёнными из-за недостаточно хорошей репрезентации. Так ли это, никто не знает, потому что статистические доказательства последнего утверждения забывают представить, полагаясь на крики в Интернете.
Давление на издателей и разработчиков оказалось плодотворным. Сложно сказать, что произошло и кого винить, но теперь каждая уважающая себя студия считает нужным пропихнуть гомосексуалов и трансгендерных особ в свои произведения. Начинание не самое ужасное — наоборот, здорово, ведь такой подход может подарить нам много уникальных историй и геймплейных механик. В теории.
На практике многие игры теперь пестрят геями ради геев: вместо адекватно прописанных образов нам навязывают стереотипных персонажей, главная определяющая особенность которых заключается в их постельных предпочтениях. Помните, как давным-давно в каждом фильме был Token Black Guy, "Обязательный чёрный парень", который стоял в кадре, чтобы поборники толерантности не ругались на отсутствие афроамериканцев в кино? Сейчас над подобным клише принято посмеиваться, но парадокс — в игровой индустрии с чего-то считается нормальным и правильным пихать всюду "обязательных гомосексуалов".
Возьмём творчество BioWare. В Mass Effect 3 к Шепарду в какой-то момент набьётся в друзья пилот по имени Кортез, который зациклен на том, что у него умер муж. Что ещё можно сказать про вдовца? Ничего. В Dragon Age II есть Андерс, вне зависимости от пола ставящий перед главгероем ультиматум: либо секс, либо вражда. А как можно забыть про Дориана, "первого напарника-гея в истории RPG от BioWare"? Последнее — цитата, потому что других способов привлечь внимание к усатому магу канадцы так и не придумали и афишировали его сексуальную ориентацию во всех СМИ, словно какое-то достижение.
Участие прессы — важный фактор. С недавних пор секс-предпочтения стали достаточным инфоповодом для создания новостей, громких заголовков и статей про то, как сам факт наличия в нём однополой любви делает любой проект лучше. Это не просто пагубная практика сама по себе: любого критика "программных" текстов быстро обливают помоями, а журналисты продолжают гнуть линию, выдавать истеричные материалы вроде "Геймеры — гомофобы, потому что им не нравится Дориан". Хотя проблема не в самом Дориане, а в том, с какой помпой подаётся такая никому не интересная вещь, как его гомосексуализм. Кому какая разница, кто с кем спит, игры покупают ради геймплея или истории, на этом надо строить рекламу! Поэтому новости из разряда "в игре X появился гей/трансгендер" смотрятся как дешёвая попытка угодить ЛГБТ-сообществу и не более того.
Пример BioWare особенно удивителен, ведь какие-то 10 лет назад студия делала то же самое, но куда тоньше. И не абы где, а в игре по "Звёздным войнам"! В Star Wars: Knights of the Old Republic можно было взять к себе в команду женщину-джедая Джухани. После долгих, зачастую эмоциональных разговоров, почти в самом финале приключения она признавалась в любви главному герою — но только если спасать далёкую-далёкую галактику взялась девушка. Никакой помпы или пафоса — просто ещё одна деталь сложного образа. Куда ушла подобная элегантность?
Сложно отделаться от ощущения, что меньшинства навязываются компаниям. Мол, разработчиков заставляют "пришивать" к уже законченным историям геев. Как знать, возможно, где-то это имеет место быть. Но в отдельных случаях авторы делают всё сознательно, по своей воле пишут не внятную историю, а какой-то глорифицированный фанфик.
Опять же, ярче всего это демонстрирует BioWare: Дэвид Гейдер, ведущий сценарист цикла Dragon Age, который в интервью не может обойтись без упоминаний секс-меньшинств и похвал в их адрес, словно наличие гомосексуалов — главное достояние его фэнтезийной RPG. А Дженнифер Хэплер, которая приложила руку к сюжету и персонажам Dragon Age II, параллельно работе над видеоиграми (которые, она, к слову, не любит — ей больше нравится писать) настрочила книгу M.I.T.H. о волшебных спецназовцах-геях. Думаем, после такого открытия у многих отпадут любые вопросы по поводу Андерса: Хеплер просто пропихнула свои фетиши в произведение, плюнув на то, насколько уместно они будут там смотреться и каким был образ опального волшебника в предыдущей игре серии, Dragon Age: Origins — Awakening.
Не только канадцы грешат подобным: Tomb Raider 2013 года пострадал, когда Рианна Пратчетт (дочь Терри Пратчетта) решила, что Ларе Крофт лучше стать лесбиянкой. Она выстроила историю вокруг этого факта, а потом вдруг отказалась от затеи и вырезала из готового текста все самые толстые намёки на нетрадиционную ориентацию героини. Казалось бы, ничего страшного, но на пользу сюжету такие фортели не пошли — её Лара Крофт плюёт на многих своих друзей и коллег ради подружки из колледжа, подвергает себя невероятным опасностям ради девчонки, о которой игрок почти ничего не знает. Будь они любовницами (и будь это чётко обозначено в диалогах), подобное рвение было бы объяснимо. Но без необходимого контекста увиденное теряет какую-то долю смысла и воспринимается как минимум странно.
Преданные фанаты, глядя на такие перемены "во имя прогресса" (а на деле — по дурной прихоти автора), начинают ругаться, спорить и критиковать — и получают за это клейма "хейтеры", "гомофобы" или "мизогины". Апологетам извращений невдомёк, что суть претензий в другом: потребители хотят качественный продукт, поклонники жаждут продолжения излюбленного цикла, а им дают дурно написанные потные фантазии на тему.
Иногда авторы честно хотят как лучше, но технические ограничения вызывают сложности — как в пресловутой истории с трансгендерным персонажем Baldur’s Gate II: Siege of Dragonspear, с которой началась данная статья. Ругают-то не только сам факт трансгендерности (который действительно вызывает вопросы во вселенной BG), а то, как быстро NPC признаётся в этом. А почему он так быстро признаётся? Из-за особенностей старого движка и устройства его диалоговых ветвей. Но если технологии не позволяли сделать как надо, зачем вообще было оставлять всё как есть? Для кого? Потому что тренды велят пихать в игры меньшинства, ведь "это так вдохновляет"? И после этого кто-то ещё удивляется по поводу "злых языков"?
Из-за подобных эпизодов пользователей приравнивают к гомофобам. Но ведь ни один уважающий себя геймер не ругался в адрес Grand Theft Auto IV: The Ballad of Gay Tony, хотя в центре повествования был гомосексуалист по прозвищу Гей Тони. Никаких криков и угроз в адрес разработчиков не последовало — напротив, и персонаж, и дополнение понравились людям. Может, обвинять требовательных людей в нелюбви к меньшинствам немного преждевременно и стоит заглянуть глубже? Очевидно, да, ведь столько "жутких гомофобов" играют в GTA V (где один из протагонистов любит спать с мужчинами) и не высказывают претензий в адрес Rockstar.
Даже в онлайн-играх, как оказалось, мало кому есть дело до подобной ерунды: согласно недавнему опросу, проведённому сайтом Broadband Geanie, 31% геймеров сталкивались с оскорблениями во время мультиплеерных матчей и лишь 8% из них подвергались гомофобным нападкам. А ведь во время многопользовательского раша люди наиболее агрессивны и склонны к грубостям. Значит, дело не только в игроках, и все эти упрёки СМИ в адрес нетолерантных личностей — простое преувеличение.
Беда, как уже подчёркивалось, в произведениях и творцах, которые в погоне за конъюнктурой оступаются и откровенно перебарщивают. Секрет успеха бесхитростен — вписывать геев в истории, где наличие такого персонажа окажется уместным. Скажем, в Gone Home нетрадиционная сексуальная ориентация действительно дополняет сюжет, делает его ещё эмоциональнее и острее. Это мелодрама о подростках, которые ощущают себя одинокими и потерянными — и сделав их лесбиянками, сценаристы лишний раз подчёркивают их отчуждённость от всех остальных. Здесь интимные детали очень к месту, их сложно выкинуть из истории, не перекраивая её суть на корню. Чего не скажешь об опусах Рианны Пратчетт и писателей BioWare, которые отлично могут обойтись без однополого влечения.
Лучше бы охочие до ЛГБТ-пропаганды дизайнеры и сценаристы нашли способ прочно увязать меньшинства и геймплей — как в Valkyria Chronicles, где от ориентации персонажей зависит их поведение в бою (окружённые красавцами-мужчинами "голубки" лучше стреляют по противнику). Но дальше диалогов и сюжета у так называемых "авангардов гомосексуальных отношений в играх" дело почему-то не заходит. Вот и получается, что геи в играх остаются статичными картонками, которых пихают в лицо аудитории, а толку от этого никакого. Какая там "победа"? С тем же успехом можно назвать победой слово "гей" в этом материале. Достижение?
Западные журналисты в упор не видят разницы между персонажем нетрадиционной сексуальной ориентации (который не ограничивается одним этим качеством) и "обязательным геем" (про которого нечего сказать, кроме того факта, что у него был муж). Хвалят не образы, но сам факт репрезентации. Но ведь взыскательным геймерам (и геям наверняка) плевать: им нужны хорошие, яркие и последовательные в своих желаниях герои. Репрезентации обычно хотят те, кто даже не думает о том, чтобы во что-то играть (как Анита Саркисян), а разработчики зачем-то идут у них на поводу.
Само собой, в мире полно гомофобов. Факт. И часть гневных отзывов в Интернете, конечно же, исходит от них. Но нельзя стричь всех под одну гребёнку, далеко не каждый ругающийся в адрес трансов и геев в играх ненавидит гомосексуалов. Людей просто достало, что отсутствие или подтрунивания приравнивают к оскорблениям. В "Хищнике" нет геев, а один из главных героев грубо шутит по поводу сексуальный ориентации своих напарников. И что теперь, лента внезапно стала гомофобской? Абсурд — и мы окружены им.
Хотя в статье речь идёт исключительно о представителях ЛГБТ-сообщества, проблема универсальна — можете заменить пару слов в тексте на "женщины" или "чернокожие", суть не поменяется. В XXI веке везде гонятся за квотами, даже там, где они особо не нужны, попутно упрекая всех несогласных, мол, "вы просто ненавидите геев/слабый пол/чёрных!". Да нет, мы равнодушны и ненавидим лишь лицемерие.
Мы (как и многие другие) лишь хотим качественных произведений, где не будет лишних деталей, а каждый штрих будет оправдан. А пихать что-то в произведение просто для задабривания каких-то далёких от этого людей вроде Саркисян и гипотетических "обиженных геев" — последнее, чем должен заниматься уважающий себя автор. У всего должна быть какая-то цель — и "надо ублажить борцов за равенство" таковой считаться не может.