Регион

Уведомления отключены

31 мая 2016, 13:23

В поисках утраченной красоты. Как сочинения ЕГЭ-2016 стали свободнее

Репетитор о том, как экзамен по русскому стал "душевнее" и напомнил о глубокой проблематике сочинений в дореволюционных гимназиях.

Фото: © Pixabay

Фото: © Pixabay

30 мая ЕГЭ по русскому языку сдали по всей стране около 700 тыс. выпускников — самой большой интригой традиционно оказались тексты, на основе которых экзаменуемым пришлось писать сочинения. Отрывки из произведений публицистов или писателей (иногда филологов, исследователей, но редко) предлагаются бывшим школьникам для анализа, и ежегодно можно проследить какую-то центральную идею во всех вариантах контрольно-измерительных материалов (КИМ).

Например, в 2015 году в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне разработчики экзамена предложили выпускникам не один вариант ЕГЭ, тексты в котором были посвящены военной тематике. В 2014 году акцент был основан на произведениях Михаила Лермонтова — со дня рождения поэта и писателя исполнялось 200 лет. Это всё логично и правильно, но если отвлекаться от "событийности", то важно ещё раз сказать о том, во что превратился экзамен по русскому.

Дети забывают о творчестве, если не сдают ЕГЭ по литературе. Некогда свободное выпускное сочинение по русскому с 2008 года (именно тогда госэкзамен начал проходить во всех российских регионах) обрело для большинства форму плоской рецензии, в которой нужно считать количество абзацев и не забывать соглашаться с автором предложенного текста. Конечно, должны быть критерии оценки (без них бы при проверке сочинений был хаос), но нельзя сводить всю творческую часть к вольному заполнению школьником заранее заготовленной формы.

Мне видится, что Учитель (подчеркиваю, с большой буквы) должен уметь разглядеть за сочинением даже с самой странной композицией, написанным корявым почерком, талант и эрудированность. Будущий филолог, журналист, философ, а может, и литератор не должен себя ограничивать ни в стилистических средствах, ни в выражении своей позиции.

Официально — писать можно как угодно, ничего не запрещено, но мой опыт репетитора показал, что если хочешь гарантированно получить хорошую оценку, то лучше не выходить за рамки. С авторами текстов в экзамене нужно соглашаться, а структура сочинения (с позволения сказать) должна быть выверена, заучена. Фабула рецензии должна идти по следам критериев оценки, написанных в конце методичек. Проверяющая комиссия — такое впечатление— чего-то боится или в себе не уверена.

Я не люблю ЕГЭ. Я его сама сдавала в 2010 году, и мне было бесконечно обидно осознавать, что развернуться возможно разве что в комментариях к проблематике текста. Это всё не говоря о том, что тексты, предложенные выпускникам 2010-го, были бесконечно скучны: кому-то попались материалы, посвящённые обеднению русского языка (снова!), другим — о прогрессе в науке, о силе духа... Я помню, что среди моих сверстников не было довольных доставшимися им текстами.

Я всегда, в свою очередь, восхищалась темами дореволюционных сочинений. Несколько лет назад в социальные сети попал небольшой список таковых. Вот некоторые (для старших гимназистов):

"О высоком достоинстве человеческого слова и письма".

"На чём основывается духовная связь между предками и потомством?"

"О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве".

"Слово как источник счастья".

"О проявлении нравственного начала в истории".

"Почему жизнь сравнивают с путешествием?"

"Родина и чужая сторона".

"Какие предметы составляют богатство России и почему?"

"О скоротечности жизни".

Эти короткие, но очень ёмкие темы, согласитесь, могут позволить выпускнику рассказать очень многое о себе и максимально раскрыть свою индивидуальность. Такие работы оценивать так же, как и ЕГЭ, будет несложно — орфография, пунктуация, логичность изложения, соблюдение речевых норм и т.д. Аргументы тоже можно в обязательном порядке требовать от учеников. Единственное, что школьники не покажут творческим эссе, — "умения" выявлять авторскую позицию и проблематику "в чужих текстах”. Мне думается, что самое главное, чтобы сам выпускник высказался — что его волнует в контексте той темы, которая ему на экзамене попадётся. Но это всё лирика.

Сразу после написания ЕГЭ-2016 по русскому в социальные сети начали попадать тексты из экзаменационных заданий. Это, например, текст про идеал человеческой красоты (где нравственность сочетается с прекрасным внешним обликом) Василия Сухомлинского, советского писателя и педагога; отрывок из рассказа Антона Чехова "Тоска" о равнодушии к чужому горю; отрывки из сборника поэта Владимира Солоухина "Камешки на ладони", посвящённые силе слова, неоднозначности человеческого характера. Конечно, была в этом году и военная тематика, и вопрос значения книг затронут, но самое главное, что глубокие, не однобокие темы начали снова предлагать выпускникам.

В одном только коротеньком тексте Солоухина сколько можно почерпнуть! "Слова одни и те же, но в одном случае из них получается фарфор, бронза, медь, а в другом случае — сырая клёклая глина. Один поёт, а другой хрипит. Один чеканит, другой мямлит. Одна строка как бы светится изнутри, другая тускла и даже грязна. Одна похожа на драгоценный камень, другая — на комок замазки", — кажется речь-то идёт о языке, а тут и о людях. Множество разных проблем можно найти в этой "краюшке". И кажется, что мы, наконец, отчаливаем от заскорузлого формализма, несмотря на экзаменационные критерии.

Больше свободы! Жаль, что ЕГЭ-2010 таковым не был. Уже у одиннадцатиклассников появилось "зимнее сочинение" (итоговое выпускное, которое ввели в российских школах в 2014 году. Его нужно написать для допуска к ЕГЭ, оно творческое. — Прим. Лайфа), в котором можно и фигуры умолчания использовать, и эпиграфы, эпилоги добавлять. В этом году и предложенные на ЕГЭ тексты заговорили о прекрасном. В том числе и о том, кто есть по-настоящему интеллигентный человек. Вместе с журналистом Ильей Фоняковым выпускникам предложили поразмышлять о том, насколько размыты рамки порядочности. Автор задаёт очень правильный вопрос: интеллигенты — это тип людей, который появился лишь в XV—XVI веках, или они всегда существовали?

Можно не только интересно обыграть эту тему, порассуждав о значении слова "интеллигенция", но также и привести множество как исторических, так и литературных примеров истинной порядочности. Но если мы скажем, что интеллигентность — это определённый склад ума свободных (в хорошем смысле этого слова) и эрудированных людей, то сможем ли сказать, что интеллигенту будет легко себя проявить в рамках ЕГЭ?

Сегодня, кажется, мы движемся в направлении былых традиций выпускного сочинения, где важно глубокое понимание общечеловеческих проблем, но расширятся ли рамки ещё?

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров