Регион

Уведомления отключены

Страница не загружается? Возможно:
1. Низкая скорость интернета - проверьте интернет-соединение
2. Устарела версия браузера - попробуйте обновить его
31 мая 2016, 19:01

Полный каршеринг

<p>Фото: &copy; РИА Новости/Евгений Самарин</p>

Фото: © РИА Новости/Евгений Самарин

В случае угона или ДТП со взятой в аренду машины клиент рискует выплатить сервису её полную стоимость

Пользуясь услугами каршеринговых компаний, жители столицы рискуют серьёзно осложнить себе жизнь в случае ДТП или угона арендованного автомобиля. Как рассказал Лайфу москвич Александр Семенов, воспользовавшийся услугами каршеринга "Делимобиль", в январе 2016 года он попал в ДТП на прокатном автомобиле Hyundai Solaris. По его словам, после аварии указанный сервис потребовал от него выплатить 97 тыс. рублей в качестве штрафа за урон, нанесённый этой машине, и 485 тыс. рублей — в виде компенсации расходов за ремонт.

Кроме того, его обязали оплатить и проведённую экспертизу — ещё 5,5 тыс. руб. В итоге суммарная задолженность составила 588 тыс. руб., при этом, если сейчас покупать новый Solaris, то без учёта скидок нужно доплатить лишь 32 тыс. рублей для покупки абсолютно новой машины.

Каршеринговый договор (аренда машин, свободно припаркованных в городе с помощью приложения) с "Делимобилем" Семенов заключал ещё в августе прошлого года (практически с начала работы сервиса) и тогда никаких проблем не возникало. Со слов собеседника, на сайте сервиса были размещены условия договора, где, в частности, говорилось, что при повреждениях автомобиля более чем на 100 тыс. руб. пользователь должен будет заплатить 20% от общей суммы ущерба, кто оплачивает остальные убытки не было указано (как и сейчас). Договор он подписал через курьера.

В начале этого года на арендном автомобиле Solaris Семенов проехал на красный свет светофора на Волгоградском проспекте и врезался в другой автомобиль. В аварии сильно пострадала передняя часть машины. ОСАГО покрыло ущерб второго участника ДТП, а Александру через некоторое время от "Делимобиля" пришло несколько квитанций с требованием оплатить ущерб за Solaris. 

— Я встретился с представителями "Делимобиля", чтобы узнать, почему с меня требуют именно такую сумму, нет ли какой-нибудь ошибки. Мне до последнего не верилось, что это происходит наяву. Однако в "Делимобиле" сообщили, что цифра в 588 тыс. рублей верна и эти деньги компания хочет получить с меня через суд. Экспертная оценка повреждений автомобиля, на основе которой и выведена сумма взыскания, существует. Ранее я пытался запросить её по электронной почте, однако мой запрос в "Делимобиле" проигнорировали, — сообщил Лайфу Александр. 

По словам Семенова, сейчас он намерен при помощи юристов составить официальный запрос результатов экспертизы автомобиля в "Делимобиль". Если в досудебном порядке вопрос с компанией не удастся решить, то москвич платить не будет, поскольку в таком случае готовится подать встречный иск в суд на арендодателя.

В компании "Делимобиль" Лайфу пояснили, что в случае ДТП возможны два варианта: если пользователь не виновен в аварии, то никакой ответственности он не понесёт, независимо от суммы повреждений. Но если пользователь виновен, то его ждёт оплата расходов этой конторы на восстановление автомобиля.

В частности, компания сама эвакуирует повреждённый автомобиль на станцию техобслуживания, где в течение нескольких дней пройдёт оценка, в том числе независимая экспертиза. После начинаются три этапа выставления счетов, которые в "Делимобиле" называют "финансовыми списаниями". Для начала требуется погашение суммы за ремонт автомобиля, оценённый независимой экспертизой, "при этом клиенту по запросу предоставляется смета ремонта" (Семёнов отрицает предоставления сметы по запросу). Далее нужно расплатиться непосредственно за сам ущерб ("железо"), а после — за "административные расходы, такие как эвакуация и уведомления".

Конкретное дело Александра Семенова в каршеринговой конторе комментировать не желают, заявляя, что проблем у фирмы по этой части раньше не было.

 — Клиенты на протяжении 9 месяцев работы сервиса никогда не обращались в "Делимобиль" с подобными претензиями, связанными с применением мер ответственности, указанных в договоре. Это касается и случаев тотальной утери транспортного средства. Всего за 9 месяцев было четыре таких случая, по двум из них клиенты производят оплату в соответствии с согласованным графиком между сторонами, — сообщили в пресс-службе "Делимобиля".

Правозащитники отмечают случаи, когда другие потребители сталкивались с аналогичными проблемами в этой каршеринговой компании.

 — Были случаи, когда клиентам приходилось платить за вынужденный простой разбитой машины. СТО, с которым сотрудничает каршеринговая компания, сознательно затягивает срок ремонта, объясняя это отсутствием запчастей. Даже если клиент купит необходимые детали сам и привезёт в мастерскую — его туда просто не пустят. Плата взымается ежедневно, по тарифу ожидания (это указано в договоре), который в "Делимобиле" составляет 2,5 руб. в час. За месяц набегает около 100 тыс. руб. И всё законно, придётся платить, пока машину не починят, — рассказал Лайфу координатор движения "Синие ведёрки" Петр Шкуматов. 

Сразу после обращения Лайфа в "Делимобиль" в последнем заявили о внезапном появлении нового тарифа со страховкой. Стоимость минуты аренды автомобиля составит 10 руб. (на 3 рубля дороже, чем без страховки), но в случае ДТП тариф позволит клиенту избежать финансовой ответственности, связанной с восстановлением транспортного средства после аварии. Однако в компании не могут объяснить тип страховки и кто будет платить в случае пропажи арендованного автомобиля. Ведь теоретически угонщики могут завладеть их машиной, пока она находится в "режиме ожидания" — когда арендатор выходит по своим делам из салона.

— Все машины оснащены системой спутникового слежения, поэтому в случае угона его легко будет найти. Если его всё-таки похитили, то вопрос возмещения убытков остаётся на усмотрение руководства. Есть новый (информация о нём появилась сегодня) тариф со включённой в сумму аренды страховкой, он освобождает клиента от возмещения ущерба только в случае ДТП, на угон страховка не распространяется, — сообщила оператор центра поддержки "Делимобиль" Татьяна. 

Отсутствие полноценной страховки каско для компаний, занятых в аренде автотранспорта, — это нетрадиционный ход. Оператор кол-центра одного из главных конкурентов "Делимобиля", компании "Энитайм", заявил Лайфу, что у них все автомобили помимо "автогражданки" застрахованы по рискам "угон" и "ущерб" (каско). По "ущербу" присутствует франшиза — не покрываемая страховкой часть — 15—25% от суммы нанесённого урона арендованному автомобилю, но остальное защищено полисом.

В компании "Рено24", сдающей в аренду автомобили по традиционному принципу, сообщили, что берут залог от 7 тыс. руб и выше в зависимости от категории авто. В случае виновности клиента в ДТП залог они не возвращают, но ущерб покрывают каско и ОСАГО. Страховка покрывает и риск угона автомобилей.

Автовладельцы, разбивающие каршеринговые автомобили, в случае суда будут признаны виновными в нанесении ущерба и обязаны будут возмещать его в полном объёме, даже если у такой компании нет полноценной страховки, констатирует автомобильный адвокат Сергей Радько.

— Дело даже не в арендном договоре. Ущерб возмещает то лицо, которое его причинило, в данном случае это виновник ДТП. По сути, подписанный Александром Семеновым документ о присоединении к договору "Делимобиля" особой роли не играет. "Делимобиль" всё равно имеет право взыскать с него сумму ущерба в рамках гражданского судопроизводства, — сообщил автоюрист Сергей Радько.

По данным базы "Картотека.Ru", за брендом "Делимобиль" стоит юридическое лицо ООО "Каршеринг Руссия". 51% доли в уставном капитале этого юрлица принадлежит люксембургскому офшору "Фонд Секьюритизации "Мк Листед Секьюритиз". В числе совладельцев также бизнесмены Назарова Алина (8%), Градов Алексей (11%), Артур Меликян (10%), Артем Сергеев (20%). Под регистрационным номером "Мк Листед Секьюритиз" и по тому же адресу на юридическом портале правительства Люксембурга числится компания Mikro Kapital. Руководит и владеет ею предприниматель Винченцо Трани, ведущий бизнес в Москве на протяжении 14 лет (преимущественно микрофинансовые организации).

Комментарий

5+
avatar
avatar
aloha1 июня 2016, 09:42

за наши налоги создали никому не нужный на данный момент сервис. а еще пара подобных прецедентов на 500 косарей - и вообще никто не будет пользоваться этими дебимобилями. чтобы не рисковать.

Новости партнеров