Как выбрать подержанный автомобиль
При покупке подержанного авто подготовьтесь к обману: продавец может предложить "утопленника" или машину, побывавшую в серьёзной аварии.
Продавец подержанной машины постарается скрыть дефекты насколько возможно, чтобы подороже продать автомобиль. Задача покупателя не растеряться и грамотно подойти к делу, чтобы не переплатить за битую или просто видавшую виды машину. Менеджеры по скупке автомобилей и сервисмены рассказали Лайфу о нюансах выбора автомобиля с пробегом.
Почти у любого подержанного автомобиля можно найти царапины, потёртости или небольшие вмятины. Хорошо, если продавец не скрывает эти дефекты или даже сам их демонстрирует. Для покупателя эти минусы станут весомыми доводами, когда разговор зайдёт о скидке. Но как определить скрытые сколы и царапины, если продавец заранее закрасил их?
— Лучше всего захватить с собой толщиномер (от 1,5 тыс. руб.). Этот прибор измеряет толщину краски поверх металлических деталей кузова. Нормальные заводские значения могут колебаться от 100 микрометров до 180 микрометров. Толщина должна быть однородной по всему периметру кузова. Если показания прибора кажутся подозрительными или заметен резкий скачок значений, то машину либо полностью перекрашивали, либо наносили краску поверх царапин. Стоит прибор недорого, и вложение сторицей окупится, — раскрывает секреты руководитель департамента сервисного обслуживания российского подразделения Subaru Сергей Ершов.
По словам эксперта, если машину перекрашивали на скорую руку, то обнаружить это достаточно просто: нужно немного поднять резиновые уплотнители под лобовым стеклом, краска на этом участке будет отличаться либо по цвету, либо по толщине (будут характерные наплывы). Такой автомобиль может также выдать несоответствие цвета на внешней стороне деталей и на внутренних частях.
Хуже всего, если поверхность дверей, крыльев или крыши имеет едва уловимую волнистость на отдельных участках. Это говорит о том, что машина побывала в серьёзной аварии. Чтобы заметить этот дефект, нужно на два-три метра отойти от капота и присесть на уровне фар, после этого скользнуть взглядом по боковине машины. Если где-то наблюдается эффект "гармошки", то лучше сразу искать другого продавца, так как автомобиль однозначно проблемный.
Особое внимание следует уделить состоянию дверей подержанного автомобиля. Во-первых, просвет между проёмом и дверью должен быть одинаковым по всему её периметру. Не стесняйтесь использовать для определения его ширины штангенциркуль. Если дверь "сидит" криво, то это характерный признак прошлого удара. Впрочем, с возрастом у дверей, особенно водительской, появляется небольшой вертикальный люфт — это допустимо при возрасте свыше 10 лет. У пассажирских дверей, которые редко открываются, такого дефекта не должно быть.
— Криво сидящие пассажирские двери также могут указывать на то, что старый владелец использовал автомобиль в качестве такси. А у таких машин пробег может доходить до нескольких сотен тысяч километров, так что лучше сразу отказаться от покупки, — поясняет Ершов из Subaru.
Закончив с дверями, открываем багажник и достаём запаску. Казалось бы, что может быть интересного в таком месте? Для начала стоит проверить наличие и состояние самого колеса, а потом — самое интересное: практически у всех автопроизводителей металл под запаской очень тонкий, при ударе восстановить его до заводского состояния будет чрезвычайно сложно. Герметик на дне багажного отделения должен быть целым, без трещин.
Пробег скручивается в подавляющем большинстве случаев. Однако узнать реальные показаний одометра всё же можно, обратившись к независимым специалистам. С помощью диагностического оборудования они подключатся к бортовому компьютеру и считают данные. Иногда подсказкой о скрутке пробега могут стать следы вскрытия стекла приборки. Цифры на одометре должны быть хорошо видны, а колёсики плотно прижаты друг к другу.
Состояние салона автомобиля очень точно соотносится с пробегом автомобиля. Разрушающаяся оплётка руля, потёртый велюр, растянувшаяся кожа и потерявшие форму валики боковой поддержки в машине с пробегом до 100 тыс. км — верный признак скрученного пробега.
Тяжелее всего определить машину, попавшую в воду, — так называемые автомобили-утопленники. Такую машину можно очень хорошо подготовить для продажи, но по некоторым особенностям её всё же можно вычислить.
— У машин, побывавших под водой, в салоне присутствует специфический запах ила, а под ковриками от него может остаться налёт. На стыках деталей можно заметить окисление металла, а в воздушном фильтре двигателя — найти грязь, — сообщил Ершов.
Ещё до поездки на автомобиле можно проверить состояние отдельных систем. После запуска двигателя нужно обратить внимание на работу кондиционера, подогрева сидений, электрозеркал, всех регулировок, стеклоочистителей и стеклоомывателей. Отдельно следует обратить внимание на звук мотора.
— Чтобы лучше услышать работу двигателя, нужно выйти из автомобиля и открыть капот, затем рекомендуется снять крышку маслозаливной горловины. На холостом ходу не должно быть никаких посторонних звуков — к примеру, металлический стук уже явно указывает на неисправность. Не менее важно отсутствие вибраций и стабильный ритм, — рассказал Лайфу менеджер по выкупу автомобилей компании "Автогарант" Тамир Фролов.
Не нужно пугаться пыли и грязи, так как это говорит о том, что под капотом просто ничего не меняли за ненадобностью. А вот вычищенный до нитки мотор должен вызвать подозрения, так как скорее всего бывший владелец проводил с ним какие-то операции. Запуск двигателя лучше осуществлять поэтапно. Сначала нужно повернуть ключ на один оборот для активации электроприборов. Если на экране бортового компьютера не зажжётся индикатор давления масла, то скорее всего его умышленно вывели из строя, чтобы скрыть проблемы с компрессией в цилиндрах.
— Владельцы автомобилей с изношенным мотором, где уже не создаётся необходимое давление в системе подачи масла, просто перерезают провод индикатора, который указывает на неисправность. При запуске мотора мало кто обращает внимание на эти значки, а во время езды бортовой компьютер будет просто молчать, — добавил Фролов.
Вообще неплохо бы в инструкции по эксплуатации машины найти все индикаторы, загорающиеся перед запуском. Если какой-то из них будет выключен, то покупателя пытаются обмануть. Многое о состоянии двигателя может рассказать выхлоп автомобиля.
— Если на внутренней поверхности выхлопной трубы фиксируется смола или влага, то это может говорить о прогоревшей прокладке головки блока. Вода из системы охлаждения просачивается в камеру сгорания через прогоревшие участки. Как правило, такие последствия вызывает перегрев двигателя, — пояснил директор по продажам автомобилей с пробегом Jaguar Land Rover Алексей Шилковский.
Имеет значение и цвет выхлопных газов. В сухую тёплую погоду их вообще не должно быть видно (исключением может быть легкий прозрачный пар во влажную или холодную погоду, образующийся из-за разницы температур). Чёрный выхлоп говорит о неправильной работе мотора. Голубоватый оттенок выхлопа указывает на неестественный объём прогорающего масла в цилиндрах. Такой дефект грозит не только быстрым расходом масла, но и полной заменой поршневой системы.
О том, что машина пострадала в аварии, может подсказать её поведение во время движения. Если на ровной дороге отпустить руль и автомобиль чуть-чуть будет уходить вправо или влево, то тест-драйв можно смело заканчивать. Некоторые продавцы научились скрывать и этот дефект: они меняют давление в каждом из колёс до тех пор, пока разница в подкачке не начнёт компенсировать смещение автомобиля при движении. Поэтому ещё до начала тест-драйва нужно проверить давление в шинах: оно должно быть одинаковым на каждом колесе и соответствовать значениям в руководстве по эксплуатации.
Хорошим подспорьем для определения перекоса кузова будет простая лужа. При движении нужно поставить руль прямо и проехать по воде, далее двигаться несколько метров прямо, остановиться и выйти из машины. Следы, оставленные передними и задними колесами, должны совпадать идеально. Если видно расхождение, то машину, скорее всего, плохо отремонтировали после серьёзного ДТП.