Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
7 июня 2016, 13:07

Открытие "Кинотавра-2016": молодость, феминизм и любовь к Петербургу

Смотр талантов российского кинематографа проводится в 27-й раз — число не самое удачное, как будто застрявшее между двух юбилеев. Однако 2016-й объявлен Годом кино, так что от очередного "Кинотавра" ждали сюрпризов. И не зря.

Фото: © РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Фото: © РИА Новости/Екатерина Чеснокова

В Сочи поговаривают, что "Кинотавр" — чудовище о двух головах. Одна голова смотрит в сторону Зимнего театра, где проходят все показы. Эта голова строгая, с уклоном в официоз и пышные церемонии. Вторая голова смотрит в сторону пляжа, где кинематографисты набираются вдохновения в прибрежных барах. Сегодня мы поговорим о первой.

В этом году фестиваль, безусловно, принадлежит женщинам. Фильмы открытия и закрытия, а также пять конкурсных лент сняты именно ими. Звёздная дорожка живо напоминает линейку филфака. Когда на сцену вышла съёмочная группа киноальманаха "Петербург. Только по любви", выяснилось, что среди её представителей оказался только один мужчина. Поневоле становится неловко, что слово "фестиваль" мужского рода. Какой же это фестиваль? Это как минимум "фестивалиня".

Чтобы ещё больше подчеркнуть женскую направленность фестиваля, ведущей церемонии открытия была выбрана Рената Литвинова. Она обошлась без театральщины прошлого года, целиком положившись на собственный шарм. Её голос стелился между рядов Зимнего театра, как шёлковый шлейф, придавая помпезному мероприятию очень интимную атмосферу. Каждого спикера Рената объявляла со своей фирменной интонацией, полушёпотом и с драматическими паузами, как будто поверяя публике большой секрет.

Её голос вскрывал в именах членов жюри какие-то невиданные фонетические глубины. "Жо-о-ора Крыжо-о-овников. А-анна Па-армас". Какой ассонанс, какая экспрессия! Зал невольно хихикал: никто не ожидал, что простой перечень имён может стать песней. Мы же с нетерпением ждём, когда Рената Литвинова зачитает со сцены телефонную книгу. Билеты на такое шоу разлетятся мгновенно. 

Словом вечера безусловно стоит признать "бриллианты". Именно так актриса и режиссёр назвала дебютные проекты в программе фестиваля. Впоследствии пресловутые "бриллианты" неоднократно обыгрывались членами жюри. Шутка про лучших друзей девушек тоже прозвучала. Ведущая также выразила надежду, что среди них может таиться будущий Хичкок или Тарковский. Члены жюри пообещали тщательно их выискивать. "Постараемся судить трезво", — заявила Анна Пармас, режиссёр клипа "В Питере — пить".

Охота за драгоценностями начнётся во второй день фестиваля. Против пяти работ проверенных режиссёров выступают девять кинодебютов — перевес явно на стороне последних. Такой "Кинотавр" легко спутать с "Сандэнсом" — американским фестивалем независимого кино. Большинство работ снято на собственные деньги авторов без помощи Фонда кино и Минкультуры. Однако среди неизвестных имён есть и несколько знакомых. С фильмом "Врач" в режиссуре дебютирует актёр Гоша Куценко. Феллини он или Бергман, пресса и гости фестиваля узнают уже завтра. А если без шуток, то лучшей программы для Года российского кино и не придумаешь. Молодость, свежая кровь и дух новизны — всё, что нужно, чтобы заткнуть скептиков, которые периодически хоронят отечественный кинематограф. 

Что же до фильма открытия "Петербург. Только по любви", то он отлично укладывается в новую парадигму. Во-первых, снят он семью женщинами. Во-вторых, среди них есть как состоявшиеся режиссёры, так и отважные дебютанты. Все они собрались с одной целью: признаться Петербургу в любви. Для многих участников режиссёрского ансамбля это не первое признание. Оксана Бычкова уже объяснилась с Северной столицей в фильме "Питер FM", а Авдотья Смирнова — в "Кококо"

У некоторых признание вышло сбивчивым, но искренним, кто-то обратился к городу на Неве в стихах, а кто-то рассказал вовсе не о любви. После некоторых новелл в Питер если и поедешь, то только пить. Миф о "городе на костях" обыгрывается в ленте в новелле "Девочки": мать и дочь спорят о зверствах Петра и Сталина. Споры о кровавом прошлом обрываются на полуслове — в больнице, куда беременная дочь приходит к врачу. Мораль, если она вообще есть, проста: сколько бы людей ни погибло, жизнь продолжается.

Новелла Аксиньи Гог "Селфи" в ироничном ключе подаёт нынешнюю истерию вокруг подростковых самоубийств. Что, кстати, тоже необычно для фильма открытия "Кинотавра", который, как правило, далёк от текущей повестки дня. Два питерских декадента гуляют по Петербургу и с равнодушием покупателей в супермаркете выбирают способ суицида. Всё это сопровождается чёрным юмором и постоянными селфи. Эта макабрическая экскурсия по городу, пожалуй, лучшая новелла альманаха. И вовсе не в силу злободневности. А потому, что напоминает, что со смертью тоже можно шутить. Эта истина раскалывает общество на два лагеря. Для обеспокоенных родителей смех здесь неуместен, а для отчаянных подростков уместен как никогда. "Давай вечером умрём весело", — как пелось у "Агаты Кристи". 

Венчает киноальманах новелла Ренаты Литвиновой. И если по поводу расстановки предыдущих историй можно поспорить (продюсер Сергей Сельянов утверждает, что было смонтировано свыше пяти тысяч вариантов), то "Сны Иосифа" ставят идеальную точку в этом сборнике кинорассказов. Сюрреалистичная история о съёмках фильма о Бродском демонстрирует зрителю, как делается пресловутая магия кино. Просто чтобы оценили, сколько волшебных палочек было сломано в процессе съёмок одного, пусть и выдуманного, фильма. Так и судить будет сложнее. А ещё это лучшая реклама студии "Ленфильм", где происходит место действия новеллы.

В целом "Петербург" вписан в целую традицию современного российского кино. У наших режиссёров это нечто вроде хобби — заново Россию открывать. В прошлогоднем фильме "Про любовь" Анны Меликян москвичей учили любить Москву, в фильме "Географ глобус пропил" раскрывали загадочное обаяние Перми. Голливуд свои мифы о городах уже выковал, мы же этим только занимаемся. По-своему символично, что в первой новелле сталкиваются уставший экскурсовод и коренной американец. У экскурсовода замылен взгляд, на зубах навязли факты, у гостя же глаза по-настоящему открыты. Вот и получается, что иностранцы учат нас, как любить наши города. На пресс-конференции член Союза правообладателей даже возмутился: почему в фильме показаны западные туристы, а не российские? Режиссёр новеллы Наталья Кудряшова легко парировала:

"Я изучала вопрос, ездила на экскурсии, но, к моему большому сожалению, городом интересуются в основном иностранные группы. Когда русские группы сидят в автобусе — это плачевное зрелище. Я думала: может, снять русскую группу? Но это было бы авторское кино, тяжёлое"

Но как бы там ни обстояло дело на экскурсионном фронте, за одно мы точно можем быть спокойны. Чему уж точно иностранцам нас не научить, так это любви к нашему кинематографу. Любить его мы уже умеем.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar