Недетские цены на детское питание
В районах Петербурга завышают цены на поставки продуктов для детского питания в садах и школах. Лайф проанализировал контракты на закупки в трёх районах города и заметил, что цены на продукты выше среднерыночных, а лоты между собой разыгрывают две компании.
Фото: © Владимир Астапкович/РИА Новости
На детском питании экономить, конечно, нельзя, но трепетное отношение к детям может быть использовано и в корыстных целях. Зарабатывать на "святом" умудряются крупные поставщики пищевых продуктов.
Государственный заказ на продукты питания для школ и детских садов составляет многомиллионные контракты, разыгрываемые районными администрациями. Эксперты считают, что закон о закупках оставляет чиновникам возможность для коррупционных действий: цены контрактов могут быть завышены, участвовать в конкурсах могут аффилированные фирмы, а договоры могут заключаться по сговору.
Лайф проанализировал ситуацию во Фрунзенском районе. В 2014—2015 годах ситуация была такова: администрация заключила более 120 договоров на поставку продуктов и организацию питания в детских образовательных учреждениях, сумма контрактов превысила 1 млрд 321 млн рублей. На сайте госзакупок обозначено, что во всех конкурсах принимали участие и разыгрывали между собой контракты в основном две фирмы: ЗАО "Флоридан" и ЗАО "Артис — детское питание".
Внимательно изучая документацию заключённых с этими компаниями контрактов, невозможно не удивиться расчёту цены на продукты — все три предложения от поставщиков явно превышают среднерыночные потребительские цены. Так, минимальная предложенная цена за килограмм бескостной говядины — 586 рублей, тогда как по данным Росстата средняя стоимость этой позиции в Санкт-Петербурге в 2015 году не превышала 486 рублей. Также завышены цены и на молоко: поставщики предлагают его за 70 рублей за литр, а средняя цена по городу не превысила 59 рублей за аналогичный объём.
В Санкт-Петербурге типовое меню для образовательных учреждений составляет Управление социального питания. В соответствии с ним стоимость продуктового набора, например, в яслях по расчётам специалистов составляет 134 рубля в день, а вот во Фрунзенском районе получается 142. С какими особенностями проживания в Купчине связана такая наценка, опять же остаётся загадкой. Однако можно предположить, что первоначальная цена контракта на поставку товаров завышена на 33—35%, а дисконт, с которым заключён контракт с поставщиками, составляет всего от 3 до 0,01%, в итоге выручка от таких наценок достигает миллионов рублей.
Миллионные наценки увеличивают прибыль и так совсем не бедствующих фирм-поставщиков. Так, по данным "СПАРК-Интерфакс", выручка от реализации ЗАО "Флоридан" за 2014 год составила 349 миллионов рублей, а ЗАО "Артис — детское питание" за тот же период — более 2 миллиардов. "Артис — детское питание" обслуживает свыше 400 учреждений социальной сферы, в основном детские сады, "Флоридан" — около 200. Интересы пищевых гигантов распространяются на несколько районов города, но в основном это образовательные учреждения Приморского, Василеостровского и Фрунзенского. И если в первых двух районах компании работают давно, то активно претендовать и выигрывать заказы во Фрунзенском они начали с 2014 года. Государственный заказ на поставку продуктов питания в образовательные учреждения формируется в конце текущего года на следующий, а в августе 2013 года в районе был назначен новый глава администрации — Владимир Омельницкий. До этого с 2002 по 2009 год он работал первым заместителем главы администрации Приморского, где курировал вопросы горзаказа и образования, а с 2009 был главой Василеостровского.
Подобная ситуация складывается и в других районах города. Центр общественного контроля провёл анализ закупок продуктов питания всех администраций и выяснил, что наценка на отдельные позиции лотов может достигать 200%. Причину столь вольного обращения с ценами председатель Центра общественного контроля Анна Филоненко видит в отсутствии дополнительного контроля.
— Под дополнительный контроль Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга попадают только лоты, превышающие 50 миллионов рублей, администрации пользуются этим и оформляют заказы на меньшие суммы, — объясняет Филоненко. — Нарушения такие — завышение цен и участие "своих" компаний.
По результатам анализа центра городская прокуратура и Комитет финансового контроля в данный момент проводят собственную проверку.