Герой DOOM — архангел из Библии. С комментариями Всеволода Чаплина
Формально DOOM — примитивный боевик, зрелищный и кровавый. В далёком будущем последний защитник человечества отправляется в ад, чтобы дать бой легионам демонов. Но если внимательнее приглядеться к событиям игры, можно обнаружить любопытные параллели с христианской символикой.
Детище id Software, по сути, вольно трактует фрагмент Откровения Иоанна Богослова, рассказывая о конце времён и последней битве добра со злом. Апокалиптическое сражение XXII века разворачивается в аду. Главный герой шутера имеет подозрительно много общего со святым Михаилом. Сопоставим же два этих образа, выделив сходные признаки.
Святой архангел Михаил — один из главных ангелов в христианстве. В Священном Писании он именуется "вождём воинства Господня" и почитается как главный "борец против диавола и всякого беззакония людского". В православии его ещё называют архистратигом, то есть главой Святого воинства небесного. Религиозная традиция приписывает Михаилу не только победу над Сатаной в конце времен (Откровение Иоанна), но и роль судии на Страшном суде, взвешивающего души грешников.
Герой DOOM — бессмертный демоноборец, который, как и святой Михаил, сражается с армиями ада со времён сотворения человечества. В древние времена он, будучи командующим Ночных Стражей (воителей, подобных крестоносцам), одерживал над демонами одну победу за другой. Но усилия его были напрасны: бесам всё равно удавалось нападать на Землю. И тогда он принял мученическое решение: остался в преисподней со своей армией, чтобы сдерживать силы зла на дальних подступах к человечеству.
Ночные Стражи пали в неравном бою, но их предводитель выстоял. Событие это описывается в игре так:
"В Первую эпоху, в первой битве, когда тени впервые стали длинными, выстоял один воин. Его опалили угли Армагеддона, душа его была обожжена пламенем ада, осквернена и не могла уже вознестись, так что он избрал путь вечного мучения. Ненависть его была так велика, что он не мог обрести покоя и скитался по Долине смертной тени, желая отомстить Тёмным Владыкам [то есть демонам], причинившим ему столько зла. Он носил корону Ночных Стражей, и те, кто отведал его меча, нарекли его Палачом Рока.
И в битве с чёрными душами обречённых показал он свою доблесть. Для его крестового похода серафим даровал ему огромную силу и быстроту. Палач Рока — несокрушимый, неумолимый, несгибаемый — решил искоренить царство тьмы.
Но однажды адским тварям, которые никак не могли одолеть великого демоноборца, удалось заманить его в ловушку. Так единственный защитник рода людского оказался на много тысячелетий замурованным в саркофаге.
Игра DOOM начинается с символического воскрешения: древний воитель освобождается из заточения в XXII веке. В лихую годину конца времён, когда люди поклоняются лжепророку (Оливия Пирс), проповедующему сатанинское учение, герой в одиночку дает бой адским тварям, которые вот-вот поработят остатки человечества. Палач Рока вершит над демонами Страшный суд, пускай и при помощи двустволки, ракетницы и футуристического оружия.
Вспомним теперь библейскую цитату из Книги Пророка Даниила о Страшном суде и роли в нём архангела Михаила (Ветхий Завет): "И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди".
В книге Откровения архангел Михаил со своим войском одерживает победу в битве против Люцифера и его бесов (Ис. 14:15). "И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый Диаволом и Сатаною". (Откр. 12, 7—9).
В DOOM тоже есть отсылка к великому сражению, произошедшему, правда, за много тысяч лет до начала событий игры: "Рыцари ада сопровождали Великого Змея в Первую эпоху. Их господина победил Страж". Упоминается и победа над исполинским драконом-сатаной (в игре он именуется Титаном), случившаяся в Первую эпоху.
"Никто не мог устоять перед адской Ордой — лишь Палач Рока. Но восстал из глубин бездны Великий — воитель, который был сильнее всех, что являлись прежде. То был Титан неизмеримой силы и ярости. Он встретился с Палачом Рока в яростной битве. Но и он пал". Больше того: в одном из уровней DOOM протагонист, отправившись в ад, бродит внутри окаменелых останков Титана, вросшего в землю.
В шутере id Software демоноборец не расстаётся с доспехами. Поскольку действие разворачивается в мире будущего, броня похожа на скафандр. Впрочем, согласно сюжету, давным-давно Палач носил броню, напоминающую доспехи средневековых крестоносцев, и бился с сатанинским воинством мечом.
Архангел Михаил тоже традиционно изображается в доспехах и с мечом. Впервые этот образ появился в иконографии "Явление архангела Михаила Иисусу Навину" XIII века. Затем архистратига начали изображать в латах не только в сцене явления иудейскому полководцу, но и в других композициях. Одеяние архангела повторяет доспехи римского полководца. Показательно, что бронированный скафандр Палача Рока именуется Преторианским костюмом. Название отсылает к преторианцам Древнего Рима — элитной императорской гвардии.
Второй традиционный символ архангела Михаила — пылающий меч (недаром ангела ещё зовут "Мечом Господним"). Цитата из Ветхого Завета — явление Михаила Иисусу Навину: "и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнажённый меч" и далее он называется "Вождь воинства Господня" (Нав. 5:13—15).
И если у архангела Михаила — огненный меч, то у демоноборца DOOM — энергетический клинок, искрящийся красными молниями.
Чтобы остановить в XXII веке вторжение бесов на Землю, герой DOOM отправляется в ад. Как мы помним из биографии Палача, это не первое его сошествие в преисподнюю.
В православной традиции архангел Михаил — покровитель усопших. Он может избавлять от мук тех, чьи души горят в аду. По преданию, дважды в год Михаил приходит на край пылающей бездны, опускает в геенну огненную своё крыло и выводит грешников из преисподней. Поэтому архистратигу молятся за усопших родственников.
Михаил упоминается и во многих христианских апокрифах. Он ведёт Деву Марию по аду, рассказывая ей о причинах наказания грешников ("Хождение Богородицы по мукам" X века). Именно Михаилу — согласно "Евангелию от Никодима" IV века — Иисус Христос после сошествия в ад доверил души праведников, чтобы сопроводить их в рай.
Примечательно, что в финале DOOM игроку тоже приходится спасать невинные души, заточённые в преисподней.
Сюжет DOOM не говорит конкретно, является ли Палач человеком, ангелом или каким-либо другим сверхъестественным созданием. Известно следующее: защитник рода людского умеет путешествовать сквозь время и пространство, он нечеловечески силён и проворен (умения дарованы ему серафимом), а также бессмертен.
Вспомним теперь, кто такие ангелы. Согласно Библии, они обладают превосходящей человека природой: становятся невидимыми, перемещаются с огромной скоростью, свободно движутся сквозь время и пространство. Ещё одно важное свойство ангельской природы — бессмертие. В Евангелии от Луки об этом сказано: "и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии" (Лк. 20, 36).
Само слово "ангел" (aggelos) в переводе с греческого означает "посланник" и указывает не на природу как таковую, а на исполняемое служение. Ангелы, согласно Писанию, созданы для служения Господу.
Прозвище героя DOOM (мы не знаем настоящего имени) аналогично указывает на его предназначение. Он — Doom Slayer, то есть, переводя с английского, "Палач Рока", или "Палач неотвратимого воздаяния". Если же воспользоваться устаревшей трактовкой слова doom (см. Оксфордский словарь английского языка), то прозвище на русский следует переводить так: "Палач Страшного суда" или "Палач Судного дня". На протяжении игры герой молчаливо вершит своё предназначение, истребляя демонов сотнями и тысячами.
Уместно вспомнить, что архангел Михаил тоже известен воинской доблестью: он, согласно Ветхому Завету, уничтожил 185 тысяч воинов ассирийского царя Синаххериба (4 Цар. 19:35).
Палач Рока не церемонится со слугами Сатаны: голыми руками рвёт бесов на части, отрывает конечности, топчет ногами. Напрашивается вопрос: уместно ли защитнику добра проявлять такую запредельную жестокость, пусть и по отношению к бесам?
Средневековая христианская традиция отвечает на этот вопрос утвердительно. Идея о возможности мучения бесов восходит к словам Христа о даруемой ученикам власти над нечистыми духами (Лк. 10: 17—20). В канонических текстах праведники нередко истязают демонов: наносят раны, избивают ногами, вырывают волосы. Так, святая Марина (в католической традиции — Маргарита) Антиохийская, вступив в схватку с нечистым, вырвала у беса полбороды и выбила правое око. Мученица схватила медный молот и ударила демона в лицо. Упавшего наземь чёрта Марина принялась охаживать молотом по голове и плечам.
Ещё один известный праведник, инок Епифаний, духовный отец протопопа Аввакума, скрутил демона и бил его об угол лавки, пока не перепачкал руки "бесовским мясищем". Больше подобных примеров — в статье "Незримое тело" Дмитрия Антонова, известного специалиста по древнерусской культуре и демонологии.
Чертей истязают не только люди, но и ангелы. Традиция эта прослеживается как в средневековой христианской литературе, так и в изобразительном искусстве. Фигура демоноборца зачастую отождествлялась иконописцами с архангелом Михаилом или Гавриилом. На иконах, живописующих сюжеты Страшного суда, небесные духи не просто попирают дьяволов, но хватают их за волосы, избивают молотами, пронзают мечами, копьями и другими орудиями. Словом, Палач Рока в такую компанию бы вписался.
Но достаточно ли шести фактов, приведённых выше, чтобы утверждать о связи DOOM с Откровением Иоана Богослова? Для внесения ясности в этот вопрос Лайф обратился к двум специалистам по богословию.
Протоиерей Всеволод Чаплин:
"DOOM — большая торговая марка. У меня в жизни был только один позорный эпизод долгого увлечения компьютерной игрой. Это был как раз DOOM II, который я прошёл до конца. Нижней точкой моего падения стала ситуация, когда я шёл утром в храм, увидел бочку и начал от неё отпрыгивать. Кто помнит игру, тот знает, о чём речь. Ещё вспоминаю одного чиновника аппарата правительства, который о коридорах Белого дома говорил, что всё похоже на игрушку "Дум": так же запутанно. Так что это, конечно, большой пласт псевдокультуры, которая привлекает внимание многих. А если новая DOOM ещё и привлечёт внимание к книге Иоанна Богослова — будет вообще здорово.
Само по себе привлечение внимания к книге Иоанна Богослова — уже неплохая вещь. Эту книгу редко читают даже в церковной среде. Мы вот недавно закончили её читать и обсуждать с прихожанами. И многие из них впервые для себя открыли какие-то вещи. А книга эта очень важна: в ней полностью разрушается миф о том, что Бог безразличен к нашим грехам и к тому торжеству зла, которое происходит в мире. Если DOOM хотя бы заставит задуматься, а ещё лучше — раскрыть эту книгу, это очень даже неплохо. В своё время многие ругали фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы". Он действительно ужасен, но ужасны были и сами страсти. И то, что фильм заставил некоторых людей прочесть Евангелие, — уже хорошо.
Картина битвы с демонами, которая показана в DOOM, конечно, далека от настоящего христианского понимания рая и ада, греха и спасения. Через стрельбу по бесам, которые являются духовными сущностями, вывести грешников из ада нельзя. Потому что их страдания — следствие свободного выбора и Божьего суда. В целом, если судить по видеоряду, DOOM весьма обычна: много всяких ужасов, кровищи и пальбы. Но сам тот факт, что привлекается внимание к существованию зла и злых духов, — это уже неплохо. Пускай хоть так у людей возникнет мысль о грехе и наказании, о добрых и злых духах".
Вероника Андросова, кандидат богословия, старший преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
"Известно, что влияние образности Откровения Иоанна Богослова на культуру неоценимо, особенно ярко оно проявляется в европейском изобразительном искусстве и музыке. Подкрепляемое интересом к "апокалиптической" тематике, это влияние продолжается и в современных стилях и направлениях. Как и для многих поколений художников, для создателей компьютерной игры Откровение Иоанна могло послужить источником вдохновения благодаря тому, что повествование очень наглядно и красочно, изобилует таинственными образами, а описания ангельских и демонических сил придают общий "мистический" антураж.
При этом я не думаю, что авторы DOOM ссылались на Откровение Иоанна и сознательно хотели дать некую "новую интерпретацию". Скорее имеют место опосредованные аллюзии и ассоциации, навеянные более широким "пластом" литературных произведений, от памятников иудейской апокалиптики III н. э. — I н. э. до разнообразных мифологических и эзотерических традиций. Подобные отсылки к разным источникам исследователи видят в ряде картин Иеронима Босха.
"Последняя битва" в Откровении Иоанна Богослова кратко упоминается в стихах 16:16 (где звучит знаменитое слово "Армагеддон") и более подробно в 19:11—21, причём интересно, что процесс битвы как таковой не описывается. Перед лицом Иисуса Христа, грядущего с небес в великолепии божественной славы, все противники мгновенно капитулируют. Важно помнить, что Откровение Иоанна Богослова — книга о победе света над тьмой, добра над злом, о владычестве Бога и Иисуса Христа над историей. Столь известные образные описания вселенских катастроф и злых сил играют в повествовании вспомогательную роль: вся книга направлена к явлению полноты Царствия Божия в обновлённом творении, представленном как город Небесный Иерусалим.
Думаю, что игру DOOM можно охарактеризовать как один из многих любопытных примеров "эха" библейской образности в современной культуре".